Даниил Цыганков: homepage >> Учебные курсы >>  Политический анализ и прогнозирование. Часть 1 >> бакалавры-2002

Политический анализ и 
прогнозирование.Часть 1

Обязательный курс для 3-го курса бакалавриата факультета прикладной политологии ГУ-ВШЭ 
(4 модуль 2001/02 уч. года)

Навигация:

Предложения, вопросы и поправки принимаются по электронной почте:

Новости

27 июня
Сводные итоги 4-5-го модулей доступны для скачивания как зазипованный XLS-файл. Пересдачи для неявившихся и пр. - с 1 по 21 сентября 2002 г.
05 июня
Промежуточные итоги 4-го модуля доступны для скачивания как зазипованный XLS-файл.
29 мая
28 мая с 10.30 до 13.30 состоялись лекции проф. Г. Вольманна на тему "Политическое оценивание/ Оценочное исследование".
12 мая
Тест: доступны для скачивания как RTF-файл правильные ответы на зачетный тест. Результаты теста вывешены на доске объявлений факультета с 08.05.02.

Рефераты и эссе: К 30.04. мной получены эссе и рефераты от следующих студентов:
группа 323:
Аллахвердян
Аракчеева
Бабаев (эссе - с опозданием на 2 дня)
Беленкова
Буссель
Гундерина
Гусева
Егорчева
Ильичев
Козлов
Колчанова
Королев
Корсунов 
Лихачева
Лукьянова
Морозова 
Наперстак
Орджоникидзе
Рязанцев
Удрас
Цой
Шохина
Шумаков (эссе - с опозданием на 3 дня)
 

группа 324:
Батырь
Гаранин
Ермакова
Зайцев
Коновалова
Конопко
Коркина
Корлюгова
Костырев (с опозданием на 2 дня)
Курьянский (эссе - с опозданием на 2 дня)
Перепечаева
Петрухина
Приймачук
Савельев
Свечникова
Стройкова
Точилкина
Хачатурян (с опозданием на 2 дня)
Шацкая (эссе не сдано, по уважительной причине)

Возможно, что ряд товарищей отправил работы исключительно по электронной почте и не предоставил их в письменном виде. Из-за ряда сбоев на сервере ВШЭ в конце апреля 2002 г. часть отправлений могла пропасть / задержаться. В таком случае необходимо принести распечатанный текст и дискету с файлом, дата сохранения которого - от 23 до 30 апреля.

Всем остальным я напоминаю, что за каждую неделю просрочки после 1.5.02 будет сниматься один балл. Уважительной причиной для задержки в предоставлении работы, как правило, может служить длительная болезнь, подтвержденная надлежаще оформленной медицинской справкой.
 

Посещаемость: ее итоги будут подведены - справочно - к 31 мая, с учетом сданных в учебную часть медицинских справок и т.п..
20 апреля
Остался нераспределенным один доклад в группе 324 на 26 апреля (см. тематический план). 

Следующая консультация - 23 апреля, вт, с 13.30 до 14.30 часов в комн. 509б.
 

14 апреля 
Остался нераспределенным ряд докладов  на 19 и 26 апреля (см. тематический план). Добавлена литература темам 9-10.

Следующая консультация - 16 апреля, вт, с 13.30 до 14.30 часов в комн. 509б.

7 апреля 
Распределен ряд докладов (см. тематический план) и добавлена литература к семинарам 3 (тема 6) и 4 (тема 7).

Следующая консультация - 9 апреля, вт, с 13.30 до 14.30 часов в комн. 509б.

31 марта
Подготовлены материалы по электоральной географии. Скачать как как ZIP-файл (1,2 Мб) - лучше каким-то из Download managers, поддерживающих  докачку (напр., Net Vampire, ReGet)
20 марта
Распределен ряд докладов (см. тематический план) и добавлена литература к семинарам 1 (темы 3-4), 3 (тема 6) и 4-5 (темы 7-8) . 
18 марта
Подготовлены примеры применения количественных и качественных методов на избирательных кампаниях. Скачать как RTF-файл, как ZIP-файл.

Обратите внимание, что первый семинар  переносится с 29.03.02 (пт) на 27.03.02 (ср):  группа 323, с 15.10 по 16.30 в аудитории 125; группа 324  с 10.30 по 11.50, в аудитории 240.

В дальнейшем семинары будут проходить по расписанию, т.е. по пятницам в ауд. 114: группа 323, с 12.10 по 13.30; группа 324  с 10.30 по 11.50.

11  марта

Выбравшие тему доклада (семинары 1-5) могут уведомить об этом меня по электронной почте. После этого их фамилии попадут в  тематический план (N.N. означает, что еще можно заявить свой участие в докладе по данной теме). 

Предполагается, что один доклад готовят 2-3 человека. К одной теме возможно 2 доклада, темы - по согласованиию со мной. Аналогично - тема эссе должна быть кратко предварительно обсуждена со мной.

04 марта
Размещен тематический план к части 1 курса и другие материалы. Просьба обратить внимание на условия получения зачета. Подробная программа к части 1 курса будет размещена в HTML-формате.
Аннотация

Курс разбивается на две примерно равные части. В части 1 (Д. Цыганков, «Стратегии политического анализа») - рассматривается методология различных ислледовательских практик, возникших на пересечении теоретических традиций/парадигм и методик/техник. Тем самым, у студентов фактически формируюется целостное видение соответствующей проблематики, отдельные аспекты которой были или будут рассмотрены в специальных курсах «Методика и техника социологических исследований», «Связи с общественностью», «Политическое консультирование», «Политическая реклама», «Организация и проведение избирательных компаний», «Политическая география», "Математические методы в политологии" и т.д. Во второй части (Н.Ю. Беляева, «Политический анализ и процесс общественной политики») политический анализ рассматривается как профессия, в центре внимания находится «политический аналитик» как таковой - в его взаимодействии с индивидуальными и коллективными акторами поля политики.

Этот курс относится к одной из базовых дисциплин направления, развиваемого в рамках нового образовательного проекта «Политология на немецком языке» между ГУ-ВШЭ и берлинскими университетами. Старт данного проекта, имеющего стратегической целью получение магистрами «двойного» российско-немецкого мастерского диплома по политологии, намечен на осень 2002 г. Как косвенный эффект от осуществления данного проекта должна стать обновление и учебных планов бакалавриата. Данный курс является очередным шагом в указанном направлении, а его преподавание в 4-5 модулях 2001/02 г. имеет также характер интеграции требований российских и европейских образовательных стандартов.

Требования к студентам

Программа рассчитана на бакалавров 3-го курса факультета прикладной политологии ГУ-ВШЭ. Предполагается знакомство слушателей с политологической, социологической и философской проблематикой в рамках учебных курсов, читаемых на первых двух курсах факультета. Студенты, приступая к изучению данной дисциплины, должны также иметь навыки работы с источниками и рекомендуемой литературой как на русском, так и на иностранных языках, четко формулировать свою собственную точку зрения и отстаивать ее во время дискуссий.

Учебная задача дисциплины

Данная программа, расчитанная на 71 час лекций и 23 часа семинарских занятий (4 модуль: 36+10 часов; 5 модуль: 35+13 часов), предполагает, во-первых, разбор на лекциях базовых понятий политического анализа и прогнозирования. Во-вторых, начиная с 4-й недели занятий, лекционные часы чередуются с семинарскими, на которых студенты выступают с докладами, которые представляют из себя групповые рефераты по темам курса. После докладов предполагается дискуссия и вопросы докладчикам, которые должны продемонстрировать умение последних защищать свою позицию. В-третьих, итогом изучения данной дисциплины является эссе, где студенты должны проявить индивидуальные способности, опирающиеся на способность работать с источниками не только на русском, но и на иностранных языках. В-четвертых, на заключительных лекциях каждого модуля предусмотрены письменный контроль (тест/контрольная), ставящий целью проверку полученных знаний.

Цель первой части данного курса – раскрыть студентам горизонты методологии, позволяющей переходить от достаточно абстрактных политических моделей к прикладным, эмпирическим методам - качественным (интервью, фокус-группы, проективные тесты), количественным (холл-тесты, телефонные и face-to-face опросы, обработка: SPSS, Excel), политической географии на базе электронных карт MapInfo, креативного PR и медиа-планирования, политическое прогнозирование, моделирование и принятие решений.

Формы контроля:

текущий контроль – вопросы для проверки усвоения материала;

промежуточный контроль – доклады на семинарах, письменные эссе, тест/контрольная.

итоговый контроль – экзамен, оценка за который выставляется с учетом промежуточного контроля, исходя из следующих критериев (являются адаптацией европейской трансферной системы учебных пунктов ECTS):

1. Максимальное число кредитов (учебных пунктов) составляет 100, из них 20 кредитов относится к посещаемости; 10 кредитов – к докладам (один в 4-м модуле), оформляемых затем в письменном виде как часть группового реферата (еще 10 кредитов); 10 кредитов – индивидуальное эссе (в 4-м модуле), 10 кредитов - тест (в 4-м модуле), 15 кредитов – индивидуальное эссе "по Зудину" (в 5-м модуле), 15 кредитов – реферат "по Беляевой" (в 5-м модуле), 10 кредитов - контрольная (в 5-м модуле).
2. Посещаемость. При посещении более 80% занятий (76 лекционных/семинарских часов и более) студент получает 20 кредитов, более 70% занятий (66 лекционных/семинарских часов и более) – 15 кредитов, более 60% занятий (58 лекционных/семинарских часов и более) – 10 кредитов, более 50% занятий (48 лекционных/семинарских часов и более) – 5 кредитов.

4-й модуль
3. Доклад/реферат. Доклад/реферат должен продемонстрировать умение студента/ки обобщать (реферировать) различные источники информации (бумажные, мультимедиа, Интернет). За надлежащий вклад в доклад студент получает 10 кредитов, за своевременно (как правило, за неделю до последнего занятия в 4-м модуле) сданный реферат на базе доклада -  10 кредитов, а именно:

  • Устная часть (доклад) оценивается максимально в 10 кредитов (5 - содержательная полнота, 3 - структурная четкость и логика, 2 - презентация и ответы на вопросы аудитории).
  • Письменное оформление доклада (реферат) оценивается максимально в 10 кредитов (4 - содержание, 4 - структурная четкость и логика, 2 - оформление).
  • Ссылки подстрочные. Интервал - 1,5. Кегель – Times New Roman, № 12. Текст может быть прислан сначала по электронной почте в формате RTF; возможно использование архиватора ZIP (скачать).


4. Эссе. Тему эссе студенты определяют самостоятельно, с условием, что оно является прикладным анализом (case study) на базе изложенной в реферате методологии. Эссе должно продемонстрировать умение студента сравнивать и анализировать различные аспекты политического процесса, реконструировать сегменты поля политики, взаимодействия коллективных и индивидуальных актеров и т.д. За своевременно (как правило, за неделю до последнего занятия в 4-м модуле) сданное эссе 10 кредитов, а именно:

  • 10 кредитов за эссе складываются из следующих составляющих: 5 - аналитическая убедительность, 4 - структурная четкость и логика, 1 - оформление.
  • Ссылки подстрочные. Интервал - 1,5. Шрифт – Times New Roman, кегель № 12. Текст может быть прислан сначала по электронной почте в формате RTF; возможно использование архиватора ZIP.
Итоговая экзаменационная оценка складывается из суммы полученных по ходу занятий кредитов:
  • От 85 до 100 кредитов – «отлично» («пять»)
  • От 70 до 84 кредитов – «хорошо» («четыре»)
  • От 55 до 69 кредитов – «удовлетворительно» («три»)
  • Менее 55 кредитов равнозначно неудовлетворительной оценке


Студенты, набравшие менее 55 кредитов, а также желающие улучшить свою оценку, сдают экзамен в устной форме. Экзамен (и дальнейшие пересдачи) проводятся по билетам, состоящим из двух вопросов, соответствующим частям 1 и 2  программы данного курса. В зависимости от актуального количества кредитов могут быть поставлены дополнительные вопросы по всей программе курса.
 

Тематический план 4-го модуля

Часть 1: "Стратегии политического анализа"


Дата
Тема
Лекция / Семинары (доклады)
05.03.2002, вт, ауд. 124.
Тема 1: Представление курса
2 часа лекций: Даниил Цыганков
05.03.2002, вт, ауд. 124.
Тема 2: Стратегии прикладной политологии: на стыке теоретических традиций и методов/техник.
2 часа лекций: Даниил Цыганков
12.03.2002, вт, ауд. 124.
Тема 3: Количественные методы
4 часа лекций: Даниил Цыганков
19.03.2002, вт, ауд. 124.
Тема 4: Качественные методы
4 часа лекций: Даниил Цыганков
26.03.2002, вт, ауд. 124.
Тема 5: Политическая и электоральная география
4 часа лекций: Даниил Цыганков
27.03.2002, ср
группа 323: с 15.10 по 13.30, ауд. 240;

группа 324: с 10.30 по 11.50, ауд. 125.

Семинар 1 (к темам 3-4): Количественные и качественные методы
2 часа семинарских занятий
группа 323
доклад № 1: Аракчеева, О. & Лукьянова, А.
доклад № 2: Буссель, Ю. & Колчанова, А.

группа 324
доклад № 1: -
доклад № 2: Савельев, А.

02.04.2002, вт, ауд. 124.
Тема 6: Место политического анализа в «рациональных» и «манипулятивных» избирательных технологиях
4 часа лекций: Даниил Цыганков
05.04.2002, пт, ауд. 114.
группа 323: с 12.10 по 13.30; 

группа 324: с 10.30 по 11.50.

Семинар 2 (к теме 5): Политическая и электоральная география
2 часа семинарских занятий
группа 323
доклад № 1: Гундерина, Н. & Гусева, Е.
доклад № 2: Козлов, Н. & Королев, Е.

группа 324
доклад № 1: Ермакова, Н. & Перепечаева, Я.
доклад № 2: Стройкова, М. & Батырь, И. & Петрухина, Д.

09.04.2002, вт, ауд. 124
Тема 7: Политическое прогнозирование
4 часа лекций: Даниил Цыганков
12.04.2002, пт, ауд. 114
группа 323: с 12.10 по 13.30; 

группа 324: с 10.30 по 11.50.

Семинар 3 (к теме 6): Место политического анализа в «рациональных» и «манипулятивных» избирательных технологиях
2 часа семинарских занятий
группа 323
доклад № 1: Аллахвердян, Н. & Лихачева, Е. & Наперстак, М.
доклад № 2: Рязанцев, О. & Кузнецов, Н.

группа 324
доклад № 1: Коркина, В. & Точилкина, А.
доклад № 2: Гаранин, В. & Курьянский, Н.

16.04.2002, вт, ауд. 124
Тема 8: Политическое моделирование и принятие решений
4 часа лекций: Даниил Цыганков
19.04.2002, пт, ауд. 114
группа 323: с 12.10 по 13.30; 

группа 324: с 10.30 по 11.50.

Семинар 4 (к теме 7): Политическое прогнозирование
2 часа семинарских занятий
группа 323
доклад № 1 (прознозирование): -
доклад № 2 (сценарии): Беленкова, А. & (Дюсуше, А.) & Корлюгова, А.

группа 324
доклад № 1 (прознозирование): (Суслова, М.) & Зайцев, Д.
доклад № 2 (сценарии): Костырев, С. & Приймачук, Д.

23.04.2002, вт, ауд. 124
Тема 9:  Прикладные методы исследования управления и институций
4 часа лекций: Даниил Цыганков
26.04.2002, пт, ауд. 114
группа 323: с 12.10 по 13.30; 

группа 324: с 10.30 по 11.50.

Семинар 5 (к теме 8): Политическое моделирование и принятие решений
2 часа семинарских занятий
группа 323
доклад № 1 (игры) : Морозова, Л. & N.N.
доклад № 2 (решения): Удрас, Я. &  Шумаков, П.

группа 324
доклад № 1: Конопко, Н. & Ежов, Д.
доклад № 2: N.N.& N.N.

30.04.2002, вт, ауд. 124
Тема 10: Интернет и политика.
Промежуточный тест.
4 часа лекций: Даниил Цыганков

Содержание программы

Тема 1: Представление курса
Методические рекомендации: дизайн исследования, правила подготовки научного текста, логика публичного выступления 

Тема 2: Стратегии прикладной политологии: на стыке теоретических традиций и методов/техник
Cтратегии политического анализа как кластеры, возникшие на пересечении теоретических традиций/парадигм и методик/техник.

Возможность/рискованность стратегии политического анализа: адекватность/неадекватность тенденциям и соответствие/несоответствие теоретической традиции.

Тема 3: Количественные методы
Количественная парадигма: логический позитивизм, навязанное и контролируемое поведение, объективность; отстраненность от данных, редукционистская, гипотетчески-дедуктивная теория, ориентация на состояние; «жесткие» и повторяемые данные, обобщающее исследование множества случаев; предположение стабильной реальности.

Опросы, их типы и виды. Наблюдение. Экспертиза.

Тема 4: Качественные методы
Качественная парадигма: феноменологизм, естественное и неконтролируемое поведение, субъективность; привязанность к данным, описательная и интуктивная теория, ориентация на процесс; реальные и «глубокие» данные, необобщающее исследование случая, целостность; предположение динамической ре-альности.

Социометрия, тестирование, холл-тесты, фокус-группы.

Тема 5: Политическая и электоральная география
Основные геополитические модели. Применение геополитических идей в военно-стратегическом анализе и планировании.

Административно-территориальные единицы. Применение методов политической географии в областях местного самоуправления, федеральных отношений и межгосударственной кооперации.

Электоральная география. Настольная картография на базе MapInfo.

Тема 6: Место политического анализа в «рациональных» и «манипулятивных» избирательных технологиях
Подходы, основанные на изучении политического рынка («по науке»). Политический маркетинг.

Подходы, основанные на попытках манипулирования («грязные технологии»).

Тема 7: Политическое прогнозирование
Понятие политического прогноза. Различие политических прогнозов и политических проектов. Классификация политических прогнозов по различным основаниям.

Тема 8: Политическое моделирование и принятие решений
Понятие модели. Виды моделей, используемых в политическом анализе. Отдельные примеры политических моделей – модель политического пространства, модель фальсификации выборов, модель административного рынка.

Понятия платежной матрицы и ее виды. Примеры использования платежной матрицы в прикладной политологии.

Принятие политического решения. Принцип обратной связи в процессе принятия политических решений. Наиболее известные схемы процесса принятия политических решений. Попытки классификации политических решений. 

Тема 9:  Прикладные методы исследования управления и институций
Различия понятий «politics», «polity» и «policy». Policy-цикл.

Феномен политических сетей. Основные элементы сетей: число и тип агентов, функции сетей, структура, институализация, правила поведения, отношения власти, стратегии агентов. Анализ сетей и политических полей.

Политическое оценивание.

Тема 10: Интернет и политика
Логика развития «политического» Интернета в России и на Западе. Основные типы Интернет-присутствия в Рунете. Виды PR-кампаний в Рунете.

Электронное правительство.
 
 

Литература:
Основная литература к части 1

Базовыми учебниками являются: Мангейм Д. Б., Рич Р. К.: Политология. Мето-ды исследования  (М.: изд-во «Весь мир», 1997), Политическая наука: новые на-правления / под ред. Р. Гудина и Х.-Д. Клингеманна. (М. 1999) и Симонов К. В.: Политический анализ (М.: Логос, 2002).

К темам 1-2:

  1. Гаджиев П. С.: Политическая наука. М., 1997.


к темам 3-4:

  1. Мангейм Д. Б., Рич Р. К.: Политология. Методы исследования. М.: изд-во «Весь мир», 1997. Главы 5-8, 12-16.  ISBN: 5-777-016-0
  2. Ядов В. А. Стратегия социологического исследования. М., 2000. Главы 3-6. ISBN: 5-7913-0036-0


к теме 5:

  1. Колосов В.А., Мироненко Н.С.: Геополитика и политическая география: Учебник для вузов. М.: Аспект Пресс, 2001. Часть 2. ISBN: 5-7567-0143-5
  2. Туровский Р.Ф.: Политическая география. Учебное пособие для вузов, Москва-Смоленск: изд-во СГУ, 1999. ISBN: 5-88984-058-4


к теме 6:

     
  1. Костенко Н. Медиа в выборах: ценностные ориентиры украинской политической прессы, Полис, 1999, № 6, С. 81 - 92.
  2. Назаров М.М., Папантиму М.А.: Знаковая структура телевизионной политической рекламы, Полис, 2001, № 2, С. 147 - 158.
  3. Телерекламный бизнес: информационно-аналитическое обеспечение, М., 2001, гл. 3, 5.
  4. Терин В.П. Массовая коммуникация: исследование опыта Запада, М. 2000, гл. 4.
  5. Фукс-Хайнритц В. Биографический метод // Биографический метод. История. Методология,. Практика. М., 1994. С. 30 - 29.
  6. Альмондовар Ж.-П. Рассказ  о жизни и индивидуальная траектория: сопоставление масштабов анализа // Вопросы социологии. Т. 1. 1992. № 2. C. 98 - 103.
  7. Бургос  М.  История  жизни.  Рассказывание  в  поисках себя // Вопросы социологии. Т. 1. 1992. № 2. C. 123 - 129.
  8. Томсон  П.  История  жизни  и  анализ  социальных изменений // Вопросы социологии. Т. 1. 1993. № 1/2. C. 129 - 138.
  9. Журавлев В. Ф. Нарративное интервью в биографических исследованиях // Социология: методология, методы, математические модели. 1993-94, № 3-4, С. 34 - 43.
к теме 7:
  1. Бестужев-Лада И. В.: Перспективы трансформации России: экспертный сценарно-прогностический мониторинг. М. 1998.
  2. Впереди XXI век: перспективы, прогнозы, футурологи. Антология современной классической прогностики 1952-1999. / сост. И.В. Бестужев-Лада. М. 2000.
  3. Прогностика. Терминология. М., 1990.
  4. Сидельников Ю. Теория и организация экспертного прогнозирования. М., 1990.
  5. Симонов К. В.: Политический анализ, М.: Логос, 2002. Глава 2. ISBN: 5-94010-063-5
  6. Тавадов Г. Т.: Политология: учебное пособие. М. 2000. с. 339-347. ISBN: 5-8183-0189-3
  7. Хогвуд Б., Ганн Л.: Политическое прогнозирование, в: Вестник московского университета. Серия социально-политические исследования. 1994. №6. С. 51 - 63.
к теме 8:
  1. Евланов Л. Г. Теория и практика принятия решений. М. 1984.
  2. Ларичев О. И. Теория и методы принятия решений. М., 2000.
  3. Симонов К. В.: Политический анализ, М.: Логос, 2002. Глава 3.
к теме 9:
  1. Albaek, Erik: Policy Evalution: Linking Theory to Practice, Aldershot 1995.
  2. Howlett, M., Ramesh, M.: Studing Public Policy, Policy Cycles und Subsystems. Toronto, New York, Oxford 1995.
  3. Policy-Analyse: Kritik und Neuorientierung. Opladen, Westdeutscher Verlag, 1993.
  4. Политическая наука: новые направления / под ред. Р. Гудина и Х.-Д. Клингеманна. М. 1999.
к теме 10:
  1. Интернет как инструмент социологического исследования, Социс, №9, 2001.
  2. Кализе, М. Эпоха Интернета, Полис, 2001, № 5, с. 148 - 152.


Дополнительная литература к части 1

Журнальные статьи частично имеются в библиотеке ВШЭ, частично доступны через Интернет.

К темам 1-2:

  1. Пугачев В. П., Соловьев А.И.: Введение в политологию, М. 1999.
  2. Истон Д. Категории системного анализа политики, в: Антология мировой политической мысли, т. 2, М. 1997, С. 629 - 642.
  3. Яковлев И. Я.: Проблемы политического анализа на основе политических технологий, М., 1997.
к темам 3-4:
  1. Башкирова Е.И.: Трансформация ценностей российского общества, Полис, 2000, № 6, С. 51 - 65.
  2. Белановский С.А.: О факторах динамики рейтингов ОВР и "Единства" , Полит.Ру, 13.12.99.
  3. Белановский С.А.: Итоги парламентских выборов в зеркале фокус-групп: Очерки об эффективности избирательных кампаний на Полит.Ру, Введение, ОВР, СПС, Медведь, Яблоко, КПРФ и блок Жириновского.
  4. Белановский С.А.: Питерские выборы в зеркале фокус-групп , Полит.Ру, 07.04.2000.
  5. Климова С.Г., Якушева Т.В.: Образы политиков в представлении россиян, Полис, 2000, № 6, С. 66 - 81.
  6. Мягков А.Ю.: Эффект престижных имен в социологических опросах, Полис, 2000, № 6, С. 66 - 81.
  7. Руткевич М.Н.: Выборы-99 в зеркале социологии, Социс, №5, 2000, С. 3 - 12.


к теме 5:

  1. Замятина Н. Ю.: Модели политического пространства, Полис, 1999, № 4, С. 29 - 41.
  2. Лапкин В.В., Пантин В.И.: Геоэкономическая политика: предмет и понятия (К постановке проблемы), Полис, 1999, № 4, С. 42 - 59.
  3. Орешкин Д.Б.: География электоральной культуры и цельность России, Полис, 2001, № 1, С. 73 - 93.
  4. Туровский Р.Ф.: Основы и перспективы региональных политических исследований, Полис, 2001, № 1, С. 138 - 156.
к теме 6:
  1. Иванов В.Н., Назаров М.М.: Информационное потребление и политические ориентации, Социс, №7, 2000, С. 83 - 90.
  2. Киктева Е. А.: Динамика образов Г.Явлинского и В.Путина в президентской кампании, Полис, 2000, № 4, С. 140 - 145.
  3. Попова Е.В.: Проблемные измерения электоральной политики в России: губернаторские выборы в сравнительной перспективе, Полис, 2001, № 3, С. 47 - 62.
  4. Супрун А.П., Янова Н.Г. Политический маркетинг: новый взгляд на рейтинг, Социс, №2, 2000, С. 51 - 62.
  5. Тульский М.О. Социологические службы на выборах-99, Социс, №12, 2000, С. 23 - 32.
  6. Шелекасова Н.П.: Бессознательные аспекты имиджа политического лидера, Полис, 2000, № 4, С. 130 - 132.
  7. Козлова Н. Н. Горизонты повседневности советской эпохи: голоса из хора. М., ИФ РАН. 1996.
  8. Козлова Н. Н. Крестьянский сын // Социологические исследования. 1996. №  4; 1995. № 9-10.
  9. Порецкина Е. М. Социальные сети и повседневная жизнь жителей С. Петербурга // Мир России. 1995. № 2. С. 190 - 201.
к теме 7:
  1. Ахрименко А.С. Политическое прогнозирование на российском фоне, Политические науки, 1999, № 1, С. 20 - 32.
  2. Иудин А.А.: Применение методов количественного анализа в социально-политических исследованиях и прогнозировании, М. 1989.
  3. Нещадин А., Малютин М. 1999: попытка политического прогноза
  4. Ожиганов Е. Системный кризис власти в СССР: об искусстве прогнозирования политических событий, в: Общественные науки и современность, 1991, №2.
  5. Панарин А.С.: Глобальное политическое прогнозирование, М. 2000. ISBN: 5-9265-0002-8
  6. Президентские выборы: суждения и прогнозы, в: НГ-Сценарии, 15.03.2000.
к теме 8:
  1. Нечаев В.Д.: Избиратель: покупатель, продавец или вкладчик?, Полис, 2001, № 6, с. 40-50.
  2. Саата Т. Принятие решений. Метод анализа иерархий. М., 1983.
  3. Факторный, дискриминантный и кластерный анализ, М., 1982.
к теме 9:
  1. Lasswell, H.D.: The Policy Sciences, Palo Alto 1951.
  2. Nohlen, Dieter: Lexicon zur Politik, Opladen 2000.
  3. March, James G. / Olsen, Johan P.: The New Institutionalism: Organizational Factors in Political Life, in: The American Political Science Review, 1984, Vol. 78, p. 734 - 749.
  4. Peters, B. Guy: The policy process: an institutional perspective, in: Canadian Public Administration, 1992, vol. 85, no. 2, p. 160 - 180.

  5.  
к теме 10:
  1. Водолагин А. А.: Интернет-СМИ как арена политической борьбы, Общественные науки и современность, №1, 2002, С. 49 - 67.
  2. Песков Д.Н. Интернет в российской политике: утопия и реальность, Полис, 2002, № 1, С. 31 - 45.
  3. Туронок С. Г. Интернет и политический процесс, Общественные науки и современность, №2, 2001, С. 51 - 63.
  4. Овчинников Б.В. Виртуальные надежды: состояние и перспективы политического Рунета, Полис, 2002, № 1, С. 46 - 65.

Last updated: 26.01.2003