Даниил Цыганков: homepage >> Учебные курсы >>  Политический анализ и прогнозирование. Часть 1 >> бакалавры-2003

       Надоело как-то мышкам, что их все обижают. Пошли они к  филину за советом. 
- А вы станьте ежиками, - предложил филин,  - у них иголки, их никто не трогает. 
       Двинулись было мышки домой, как одной вступило: 
- Послушай, филин, а как же нам ежиками стать? 
- Знаете что, ерундой-то меня  не грузите. Я стратегией занимаюсь.

(Cтарый анекдот о главном)
Политический анализ и 
прогнозирование. Часть 1 
(Подходы и методы политанализа)
 

Обязательный курс для 3-го курса бакалавриата факультета прикладной политологии ГУ-ВШЭ 
(4 модуль 2002/03 уч. года)

Навигация:

Предложения, вопросы и поправки принимаются по электронной почте:

Новости

10 октября 2003 
По итогам комиссий и пересдач 17.09., 24.09., 6.10. и 10.10 обновлен файл данных. Итоги дальнейших аппеляций в ректорат, ходатайств о новых пересдачах в нём учитываться не будут.
24 сентября 2003 
Комиссия (для Калюжного, Бугеры и Сироткина)  и пересдача (для Муравина) состоится 06.10.03 в 15.10, ауд. 101. Форма экзамена - устная, в билет входит 2 вопроса (один - по части 1, второй - по части 2). На пересдаче иметь письменные работы!
19 сентября 2003 
По итогам пересдачи 17.09.03 опубликован файл данных. На втором "листе" файла приведены конкретные ссылки на интернет-источники и прочий "copy page".

Комиссия (для Тарасова, Кузьмина, Федутинова, Цупера, Нужовой-Гусевой и Сироткина) состоится 24.09.03 в 15.10, ауд. 446. Форма экзамена - устная, в билет входит 2 вопроса (один - по части 1, второй - по части 2).

Пересдача (для Калюжного, Бугеры, Муравина, Тихомировой) состоится 24.09.03 в 16.40, ауд. 446. На пересдаче иметь письменные работы!

Для Затучной и Ульюк установлен индивидуальный график погашения задолженности (сдача работ - до 01.11.03).

26 июня 2003 
По согласованию между проф. Н.Ю. Беляевой и доц. Д.Б. Цыганковым к задолжникам по курсу "Политический анализ и прогнозирование" предъявляются следующие требования (дальнейшее не касается тех, кто пропустил 4 и 5 модули по уважительным причинам, напр., загранкомандировка; в учебной части им будет составлен индивидуальный график ликвидации задолженности):
  1. задолжники должны предоставить не позднее 18.00 часов 10 сентября 2003 г. работы соответствующим преподавателям (Д.Б. Цыганкову, Н.Ю. Беляевой, А.Ю. Зудину) в печатном виде.
  2. Пересдача будет проходить между 15 и 17 сентября 2003 г. на основании оценок, выставленных за них. О месте и времени вас известит учебная часть.
  3. !! Отдельные требования ликвидации задолженности по части 1 (Цыганков):
    • Те задолжники, кто изготовил хотя бы один "copy page" за 4 модуль (в реферате и/или в эссе), должны будут и реферат, и эссе  представить заново и на новую тему. Работы, в которых будут снова обнаружены куски без ссылок на конкретный источник (он-лайновый или офф-лайновый), будут восприняты как рецидив и оценены нулем. Это же касается тех, кто не сдавал работ вообще.
    • За каждый день задержки со сдачей работ после 10 сентября 2003 г. будет начисляться по два штрафбалла. Поскольку для переписки работ предоставляется более двух месяцев (01.07. - 10.09.2003.), то медицинские справки (за исключением "сплошной" болезни) в качестве уважительной причины акцептированы не будут.
    • На пересдаче может потребоваться защита своих письменных работ.
Получившим на пересдаче неудовлетворительную оценку будет предоставлена возможность сдать экзамен комиссии до 27 сентября 2003 г.
23 июня 2003 
Опубликован окончательный вариант сводного файла за 4 модуль. На втором "листе" файла приведены конкретные ссылки на интернет-источники и прочий "copy page".
13 июня 2003 
В сводном файле устранены выявленные недоразумения и внесены оценки тех, чьи письменные работы были выборочно отправлены на доппроверку в связи с контролем на предмет "интернетовских рефератов". В связи со значительным количеством подобных сюжетов (точную интернет-ссылку я привожу на титульных листах работ а-ля copy page), возможно, придется подвергнуть сплошной проверке все эссе. В случае "позитивной пробы" уже выставленные оценки будут снижены. [Фамилии шибко талантливых и постоянно живущих в сети студентов направлены Н.Ю. Беляевой и А.Ю. Зудину для особо внимательной проверки их работ в 5-м модуле].

Последний срок ликвидации задолженности по письменным работам и представления медсправок - 20 июня, пятница, в часы консультаций (с 15.10 по 16.30, к. 509б). Какие-либо работы после этого срока не принимаются и не проверяются. 23 июня расчеты передаются проф. Н.Ю.Беляевой и выводится итоговая оценка к экзамену 24.06.03.

31 мая 2003 
В сводный файл внесены оценки тех, кто сдал работы вовремя и в печатном виде. Желающие могут просмотреть их в часы консультаций (вторники, 3 и 10 июня, с 15.10 по 16.30). Недоразумения  не исключены (письменные работы были посланы по почте, но не дошли и т.п.), просьба в таком случае "объявиться".
15 мая 2003 
Размещён сводный файл данных с оценками за доклады и за тест "текущего контроля знаний" 23.04.03. (данная таблица будет также использоваться для выведения итоговой экзаменационной оценки).  Правильные ответы на все 4 варианта теста доступны здесь.

Коллеги, которые считают, что пропускали занятия по уважительным причинам, должны представить мне соответствующую справку - оригинал или её копию из учебной части - до 20 июня 2003 (окончательное подведение итогов посещаемости). Пока в файле приведены предварительные подсчеты.

Коллеги, сдавшие свои работы вовремя, смогут узнать свои результаты на этом сайте не позднее 31 мая 2003. Остальные - перед экзаменом в конце июня. 

!! Работы, присланные только по электронной почте, но не представленные в твердой копии, будут проверены также только перед экзаменом!

16 апреля 2003
Все доклады распределены. Не делавшие доклад в составе группы, пишут индивидуальный реферат и сдают его (как и эссе) не позднее 29.04.03.
11 апреля 2003 
Поскольку возникают вопросы об объемах письменных работ (реферат, эссе) и сроках их сдачи, прошу внимательно читать условия получения зачета.
20  марта 2003 
Выбравшие тему доклада (семинары 1-4) могут уведомить об этом меня по электронной почте. либо придти на консультацию. После этого их фамилии попадают в  тематический план (N.N. означает, что еще можно заявить свой участие в докладе по данной теме). 

Предполагается, что один доклад готовят 2-3 человека. К одному семинару возможно 2 доклада (суммарная продолжительность для группы: 30 минут на 3 докладчиков, 24-25 - на двоих + 10 минут вопросы/дискуссия), конкретная спецификация темы - по согласованию со мной. Каждый докладывает каждый свою часть, текст сдается либо отдельно (текст оценивается раздельно по сдавшим), либо вместе (но тогда уж и оценка всем одинаковая) - зависит от темы и дизайна презентации - можно ли структурировать доклад, либо - он единое целое.

Аналогично - тема эссе должна быть кратко предварительно обсуждена со мной.

5 марта 2003
Программа курса доступны для скачивания как зазипованный MS Word-файл. Консультации начнутся с 12.03.03, будут проходить по вторникам с 15.10 по 16.30 в комн. 509 б. Сетевая версия списка литературы будет постоянно пополняться новыми титулами, в отличии от "официальной" версии они будут помечены 
26 февраля 2003
Размещен тематический план курса.
26 января 2003 
Размещена сетевая версия программы курса. 
Аннотация.

Курс разбивается на две примерно равные части. В первой части  (Д. Цыганков, «Стратегии политического анализа»; март-апрель 2003) - рассматривается методология различных ислледовательских практик, возникших на пересечении теоретических традиций/парадигм и методик/техник. Тем самым, у студентов фактически формируюется целостное видение соответствующей проблематики, отдельные аспекты которой были или будут рассмотрены в специальных курсах «Методика и техника социологических исследований», «Связи с общественностью», «Политическое консультирование», «Политическая реклама», «Организация и проведение избирательных компаний», «Политическая география», "Математические методы в политологии" и т.д. Во второй части (Н.Ю. Беляева, А.Ю. Зудин; май-июнь 2003) политический анализ рассматривается как профессия, в центре внимания находится «политический аналитик» как таковой - в его взаимодействии с индивидуальными и коллективными акторами поля политики.

Этот курс относится к направлению, развиваемого в рамках международного сотрудничества факультета прикладной политологии (образовательный проект «Политология на немецком языке» с сентября 2002 г., планируемая программа двойных мастерских дипломов с Колумбийским университетом). Как косвенный эффект от осуществления данного проекта должно стать обновление и учебных планов бакалавриата. Данный курс является очередным шагом в ука-занном направлении и его преподавание имеет также характер интеграции требований российских и западных образовательных стандартов.

Требования к студентам

Программа рассчитана на бакалавров 3-го курса факультета прикладной политологии ГУ-ВШЭ. Предполагается знакомство слушателей с политологической, социологической и философской проблематикой в рамках учебных курсов, читаемых на первых двух курсах факультета. Студенты, приступая к изучению данной дисциплины, должны также иметь навыки работы с источниками и рекомендуемой литературой как на русском, так и на иностранных языках, четко формулировать свою собственную точку зрения и отстаивать ее во время дискуссий.

Учебная задача дисциплины

Данная программа, рассчитанная на 62 часа лекций и 16 часов семинарских занятий (4 модуль: 28+8 часов, 5 модуль: 34+8 часов), предполагает, во-первых, разбор на лекциях базовых понятий политического анализа и прогнозирования. Во-вторых, начиная с 4-й недели занятий, лекционные часы чередуются с семинарскими, на которых студенты выступают с докладами, которые представляют из себя групповые рефераты по темам курса. После докладов предполагается дискуссия и вопросы докладчикам, которые должны продемонстрировать умение последних защищать свою позицию. В-третьих, итогом изучения данной дисциплины является эссе, где студенты должны проявить индивидуальные способности, опирающиеся на способность работать с источниками не только на русском, но и на иностранных языках. В-четвертых, на заключительных лекциях каждого модуля предусмотрены письменный контроль (тест/контрольная), ставящий целью проверку полученных знаний.

Цель первой части данного курса – раскрыть студентам горизонты методологии, позволяющей переходить от достаточно абстрактных политических моделей к прикладным, эмпирическим методам - качественным (интервью, фокус-группы, проективные тесты), количественным (холл-тесты, телефонные и face-to-face опросы, обработка: SPSS, Excel), политической географии на базе электронных карт MapInfo, креативного PR и медиа-планирования, политическое прогнозирование, моделирование и принятие решений.

Формы контроля:

  • текущий контроль – вопросы для проверки усвоения материала;
  • промежуточный контроль – доклады, эссе; зачета в 4-м модуле нет.
  • итоговый контроль – экзамен (в 5-м модуле!!), оценка за который выставляется с учетом промежуточного контроля, исходя из следующих критериев суммирования баллов по десятибалльной шкале:
Элемент
Вес, Сумма = 0,5
Посещаемость в 4-м модуле
0,05
Доклад (групповой) в 4-м модуле
0,1
Реферат (индивидуально оформленная часть доклада либо индивидуальный реферат) в 4-м модуле
0,15
Эссе в 4-м модуле
0,2

Явка на занятия удостоверяется собственноручной подписью. Оценка за посещаемость вычисляется путем проецирования процента посещенных занятий на десятибалльную шкалу согласно следующему правилу. При посещении более 90 % занятий (лекционных и семинарских) мультипликатор составляет 10, от 80 % до 90 % занятий  – 9, от 70 % до 80 % занятий  – 8, от 60 % до 70 % занятий  – 7, от 50 % до 60 % занятий  – 6, от 40 % до 50 % занятий  – 5, от 30 % до 40 % занятий  – 4. При посещении менее 30 % занятий мультипликатор равен 0

4-й модуль
Доклад/реферат

За надлежащий вклад в доклад студент получает максимально 10 баллов, за своевременно (не позднее 29 апреля 2003)  сданный реферат на базе доклада -  10 баллов, при этом:

  • Устная часть (доклад) оценивается максимально в 10 баллов (5 - содержательная полнота, 3 - структурная четкость и логика, 2 - презентация и ответы на вопросы аудитории);
  • Письменное оформление доклада (реферат) оценивается максимально в 10 баллов (4 - содержание, 4 - структурная четкость и логика, 2 - оформление).
  • Объем - 10-12 страниц. Интервал - 1,5. Ссылки подстрочные. Кегель – Times New Roman, № 12.
  • Текст может быть прислан преподавателю сначала по электронной почте в формате RTF; рекомендуется использование архиватора ZIP (скачать).
  • !! Начиная с 1-го мая 2003 г. за каждую начавшуюся неделя задержки со сдачей "снимается" 1 балл - вплоть до 0-й оценки.
  • Эссе

    Тему эссе студенты определяют самостоятельно, с условием, что оно является прикладным анализом (case study) на базе изложенной в реферате методологии. Эссе должно продемонстрировать умение студента сравнивать и анализировать различные аспекты политического процесса, реконструировать сегменты поля политики, взаимодействия коллективных и индивидуальных актеров и т.д. За своевременно (не позднее 29 апреля 2003) сданное эссе 10 баллов, при этом:

  • Эссе оценивается максимально в 10 баллов (5 баллов - аналитическая убедительность, 4 баллов - структурная четкость и логика, 1 балл - оформление);
  • Объем - 7-10 страниц. Интервал - 1,5. Ссылки подстрочные. Кегель – Times New Roman, № 12.
  • Ссылки подстрочные. Интервал - 1,5. Шрифт – Times New Roman, кегель № 12. Текст может быть прислан сначала по электронной почте в формате RTF; рекомендуется использование архиватора ZIP.
  • !! Начиная с 1-го мая 2003 г. за каждую начавшуюся неделю задержки со сдачей "снимается" 1 балл - вплоть до 0-й оценки.
  • Тематика заданий по различным формам текущего контроля:
    • Тематику эссе студенты определяют самостоятельно, с условием, что она связана с темой реферата/доклада.
    • Тематика рефератов (докладов) соответствует темам программы курса и может быть конкретизирована по соглашению с преподавателем.
    • Тесты (до 10 вопросов) используются для текущего контроля "остаточных" знаний, причем в каждой группе раздается не менее 4 вариантов.
    Максимальный суммарный вес за 4 модуль составляет 0,5, а количество баллов – соотв. 5. Итоговая экзаменационная оценка за 4 и 5 модуль (части 1 и 2) формируется путем умножения начисленных баллов на веса, причем средневзвешенная оценка округляется до целых единиц, так что если ...
    • Оср = 8, 9, 10, то – «отлично» (5)
    • Оср = 6, 7, то – «хорошо» (4)
    • Оср = 4, 5, то – «удовлетворительно» (3)
    • Оср = 1, 2, 3, то - «неудовлетворительно» (2)
     
    Экзамен (и первая пересдача) проводятся в форме собеседования по письменным работам. Комиссия проводится по билетам, состоящим из двух вопросов, соответствующим частям 1 и 2  программы данного курса.
     

    Тематический план 4-го модуля

    Часть 1: "Стратегии политического анализа"


    Дата
    Тема
    Лекция / Семинары (доклады)
    05.03.2003, ср. 
    c 10.30 по 13.30, ауд. 116.
    Тема 1: Представление курса. Стратегии политического анализа: на стыке теоретических традиций и методов/техник.
    4 часа лекций: Даниил Цыганков
    12.03.2003, ср. 
    c 10.30 по 11.50, ауд. 116.
    Тема 2: Количественные методы
    2 часа лекций: Даниил Цыганков
    12.03.2003, ср. 
    c 12.10 по 13.30, ауд. 116.
    Тема 3: Качественные методы
    2 часа лекций: Даниил Цыганков
    19.03.2003, ср. 
    c 10.30 по 11.50, ауд. 116.
    Тема 4: Политическая и электоральная география
    2 часа лекций: Даниил Цыганков
    19.03.2003, ср. 
    c 12.10 по 13.30, ауд. 116.
    Тема 5: Особенности применения биографического, дискурсивного и контент-анализа. Медиа-анализ.
    2 часа лекций: Даниил Цыганков
    26.03.2003, ср. 
    c 10.30 по 11.50, ауд. 116.
    Тема 6: Интернет и политика. 2 часа лекций: Даниил Цыганков
    26.03.2003, ср. 
    c 12.10 по 13.30, ауд. 116.
    Тема 7: Место политического анализа в «рациональных» и «манипулятивных» избирательных технологиях
    2 часа лекций: Даниил Цыганков
    01.04.2003, вт.

    группа 341: с 12.10 по 13.30; ауд. 222 (!).

    группа 342: с 15.10 по 16.30; ауд. 120.
     

    группа 343: с 13.40 по 15.00; ауд. 120.

    Семинар 1 (к темам 2-3): Количественные и качественные методы
    2 часа семинарских занятий

    группа 341

    группа 342

    группа 343
    доклад № 1:   &  Вдовенко, Ирина & Деревеженко, Юлия
    доклад № 2: Бакланов, Иван &  Матвеев, Иван

    08.04.2003, вт.

    группа 341: с 12.10 по 13.30; ауд. 552.
     

    группа 342: с 15.10 по 16.30; ауд. 120.
     

    группа 343: с 13.40 по 15.00; ауд. 120.

    Семинар 2 (к темам 4-5):
    Политическая и электоральная география. 
    Особенности применения биографического, дискурсивного и контент-анализа.
    2 часа семинарских занятий

    группа 341
    доклад № 1: Лонгинова, Вера  &  Савенкова, Елена
    доклад № 2: Богатырева, Наталия  &  Носырева, Елена

    группа 342
    доклад № 1: Горшкова, Вера  &  Хасина, Мария
    доклад № 2: Миончинский, Павел  &  Осипов, Роман

    группа 343
    доклад № 1: Аверьянова, Елена  & Коваль, Владилена
    доклад № 2: Джазина, Асель  &  Черногаева, Мария &  Шкарова, Ангелина

    09.04.2002, ср. 
    c 10.30 по 13.30, ауд. 116.
    Тема 8: Политическое прогнозирование
    4 часа лекций: Даниил Цыганков
    15.04.2003, вт.

    группа 341: с 12.10 по 13.30; ауд. 552.
     

    группа 342: с 15.10 по 16.30; ауд. 120.
     

    группа 343: с 13.40 по 15.00; ауд. 120.

    Семинар 3 (к теме 8): Политическое прогнозирование
    2 часа семинарских занятий

    группа 341
    доклад № 1: Бузятов, Евгений  &  Кабанов, Сергей (контент-анализ, перенос с 1.4.03)

    группа 342
    доклад № 1:   Матвеев, Илья &  Протасевич, Мария
    доклад № 2: Зябкин, Александр  &  Яровой, Александр

    группа 343
    доклад № 1: Машкова, Мария  &  Бурова, Екатерина & Цветков, Руслан

    16.04.2002, ср. 
    c 10.30 по 13.30, ауд. 116.
    Тема 9: Политическое моделирование и принятие решений 4 часа лекций: Даниил Цыганков
    22.04.2002, вт.

    группа 341: с 12.10 по 13.30; ауд. 552.
     

    группа 342: с 15.10 по 16.30; ауд. 120.
     

    группа 343: с 13.40 по 15.00; ауд. 120.

    Семинар 4 (к теме 9): Политическое моделирование и принятие решений
    2 часа семинарских занятий

    группа 341
    доклад № 1: Рубановская, Ольга &  Березина, Мария
    доклад № 2: Красилич, Елена   &  Шаравина, Мария 

    группа 342
    доклад № 1: Белозерцева, Ирина  & Писцова, Ксения & Черный, Алексей
    доклад № 2: Сулейманова, Светлана  &  Шепелева, Инесса

    группа 343
    доклад № 1: Глухов, Константин  &  Калюжный, Сергей
    доклад № 2: Коробейникова, Наталья  &  Матвеева, Татьяна

    23.04.2002, ср. 
    c 10.30 по 13.30, ауд. 116.
    Тема 10:  Прикладные методы исследования управления и институций. 
    Тест на контроль остаточных знаний.
    4 часа лекций: Даниил Цыганков
    Всего:
     28 часов лекций и 8 часов семинаров

    Содержание программы

    Тема 1: Представление курса. Стратегии политического анализа: на стыке теоретических традиций и методик/техник

    Методические рекомендации: дизайн исследования, правила подготовки научного текста, логика публичного выступления 

    Cтратегии политического анализа как кластеры, возникшие на пересечении теоретических традиций/парадигм и методик/техник.

    Возможность/рискованность стратегии политического анализа: адекватность/неадекватность тенденциям и соответствие/несоответствие теоретической традиции.

    Тема 2: Количественные методы

    Количественная парадигма: логический позитивизм, навязанное и контролируемое поведение, объективность; отстраненность от данных, редукционистская, гипотетчески-дедуктивная теория, ориентация на состояние; «жесткие» и повторяемые данные, обобщающее исследование множества случаев; предположение стабильной реальности.

    Опросы, их типы и виды. Наблюдение. Экспертиза.

    Тема 3: Качественные методы

    Качественная парадигма: феноменологизм, естественное и неконтролируемое поведение, субъективность; привязанность к данным, описательная и интуктивная теория, ориентация на процесс; реальные и «глубокие» данные, необобщающее исследование случая, целостность; предположение динамической ре-альности.

    Социометрия, тестирование, холл-тесты, фокус-группы.

    Тема 4: Политическая и электоральная география

    Основные геополитические модели. Применение геополитических идей в военно-стратегическом анализе и планировании.

    Административно-территориальные единицы. Применение методов политической географии в областях местного самоуправления, федеральных отношений и межгосударственной кооперации.

    Электоральная география. Настольная картография на базе MapInfo.
     

    Тема 5: Особенности применения биографического, дискурсивного и контент-анализа. Медиа-анализ.

    Единицы наблюдения в биографическом, дискурсивном и контент-анализа. Процедуры их проведения; взаимодействие их в прикладном политологическом исследовании.

    Методы исследования политических медиа: мониторинг, дневники, телеметрия. Программы медиапланирования: IMS, Galileo. Основные игроки на российском рынке медиа-исследований, их продукты. Различия в методиках исследования ТВ, радио, прессы и Интернета.

    Тема 6: Интернет и политика

    Логика развития «политического» Интернета в России и на Западе. Основные типы Интернет-присутствия в Рунете. Виды PR-кампаний в Рунете.
     

    Тема 7: Место политического анализа в «рациональных» и «манипулятивных» избирательных технологиях

    Подходы, основанные на изучении политического рынка («по науке»). Политический маркетинг.

    Подходы, основанные на попытках манипулирования («грязные технологии»).
     

    Тема 8: Политическое прогнозирование

    Понятие политического прогноза. Различие политических прогнозов и политических проектов. Классификация политических прогнозов по различным основаниям.

    Принятие политического решения. Принцип обратной связи в процессе принятия политических решений. Наиболее известные схемы процесса принятия политических решений. Попытки классификации политических решений. 
     

    Тема 9: Политическое моделирование и принятие решений

    Понятие модели. Виды моделей, используемых в политическом анализе. Отдельные примеры политических моделей – модель политического пространства, модель фальсификации выборов, модель административного рынка.

    Понятия платежной матрицы и ее виды. Примеры использования платежной матрицы в прикладной политологии.

    Тема 10:  Прикладные методы исследования управления и институций

    Различия понятий «politics», «polity» и «policy». Policy-цикл.

    Феномен политических сетей. Основные элементы сетей: число и тип агентов, функции сетей, структура, институализация, правила поведения, отношения власти, стратегии агентов. Анализ сетей и политических полей.

    Политическое оценивание.
     
     
     

    Литература:

    Основная литература к части 1

    Базовыми учебниками являются: Мангейм Д. Б., Рич Р. К.: Политология. Мето-ды исследования  (М.: изд-во «Весь мир», 1997), Политическая наука: новые на-правления / под ред. Р. Гудина и Х.-Д. Клингеманна. (М. 1999) и Симонов К. В.: Политический анализ (М.: Логос, 2002).

    К теме 1:

    1. Артемов Г.П. Политическая социология. – М.: Логос, 2002. Раздел 1.
    2. Дегтярев А.А. Основы политической теории. - М.: Высшая школа, 1998. Главы I, II.
    3. Симонов К. В.: Политический анализ: Учебное пособие. - М.: Логос, 2002. Глава 1. 

    4.  
    к темам 2-3:
    1. Мангейм Д. Б., Рич Р. К.: Политология. Методы исследования. - М.: изд-во «Весь мир», 1997. Главы 5-8, 12-16.
    2. Тюрин Ю.Н., Макаров А.А. Анализ данных на компьютере. - М.: ИНФРА-М, Финансы и статистика, 3-е изд., 2002.
    3. Ядов В. А. Стратегия социологического исследования. - М., 2000. Главы 3-6.


    к теме 4:

    1. Колосов В.А., Мироненко Н.С. Геополитика и политическая география: Учебник для вузов. - М.: Аспект Пресс, 2001. Часть 2.
    2. Россия регионов: трансформация политических режимов. - М.: Весь Мир, 2000. 
    3. Туровский Р.Ф. Политическая география. Учебное пособие для вузов. - Москва-Смоленск: изд-во СГУ, 1999.


    к теме 5:

    1. Костенко Н. Медиа в выборах: ценностные ориентиры украинской политической прессы, Полис, 1999, № 6, С. 81-92.
    2. Назаров М.М., Папантиму М.А.: Знаковая структура телевизионной политической рекламы, Полис, 2001, № 2, С. 147-158.
    3. Телерекламный бизнес: информационно-аналитическое обеспечение, М., 2001, гл. 3, 5.
    4. Терин В.П. Массовая коммуникация: исследование опыта Запада, М. 2000, гл. 4.
    5. Фукс-Хайнритц В. Биографический метод // Биографический метод. История. Методология,. Практика. М., 1994. С. 11-41.
    6. Альмондовар Ж.-П. Рассказ  о жизни и индивидуальная траектория: сопоставление масштабов анализа // Вопросы социологии. Т. 1. 1992. № 2. C. 98-103.
    7. Бургос  М.  История  жизни.  Рассказывание  в  поисках себя // Вопросы социологии. Т. 1. 1992. № 2. C. 123-129.
    8. Томсон  П.  История  жизни  и  анализ  социальных изменений // Вопросы социологии. Т. 1. 1993. № 1/2. C. 129-138.
    9. Журавлев В. Ф. Нарративное интервью в биографических исследованиях // Социология: методология, методы, математические модели. 1993-94, № 3-4, С. 34-43.
    к теме 6:
    1. Филиппова Т.В. Интернет как инструмент социологического исследования // Социологические исследования, 2001, №9,  С. 115-122.
    2. Кализе М. Эпоха Интернета // Полис, 2001, № 5, С. 148-152.


    к теме 7:

    1. Малкин Е., Сучков Е. Основы избирательных технологий. М.: SPSL – Русская панорама, 2002. Главы 2, 4.
    2. Пушкарева Г.В. Политический менеджмент. – М.: Дело, 2002. Главы III, X-XII.

    3.  
    к теме 8:
    1. Бестужев-Лада И. В.: Перспективы трансформации России: экспертный сценарно-прогностический мониторинг. - М., 1998. 
    2. Впереди XXI век: перспективы, прогнозы, футурологи. Антология современной классической прогностики 1952-1999. / сост. И.В. Бестужев-Лада. - М., 2000. 
    3. Прогностика. Терминология. - М., 1990. 
    4. Сидельников Ю. Теория и организация экспертного прогнозирования. - М., 1990. 
    5. Тавадов Г. Т.: Политология: учебное пособие. - М. 2000. С. 339-347.
    6. Хогвуд Б., Ганн Л.: Политическое прогнозирование // Вестник московского университета. Серия «Социально-политические исследования», 1994, №6, С. 51-63.
    к теме 9:
    1. Дегтярев А.А. Теория принятия политических решений в структуре социальных и управленческих дисциплин // Полис, 2002, № 2, С. 113-125.
    2. Дегтярев А.А. Методологические подходы и концептуальные модели в интерпретации политических решений (часть I) // Полис, 2003, № 1, С. 159-170; часть II - Полис, 2003, № 2.
    3. Евланов Л. Г. Теория и практика принятия решений. М. 1984.
    4. Ларичев О. И. Теория и методы принятия решений. - М., 2000.
    5. Симонов К. В. Политический анализ. - М.: Логос, 2002. Главы 2 и 3.
    к теме 10:
    1. Политическая наука: новые направления / Пер. с англ. под ред. Р. Гудина и Х.-Д. Клингеманна.- М.: Вече, 1999.
    2. Albaek, Erik: Policy Evalution: Linking Theory to Practice, Aldershot 1995.
    3. Howlett  M., Ramesh M. Studing Public Policy, Policy Cycles und Subsystems. Toronto, New York, Oxford 1995.
    4. Policy-Analyse: Kritik und Neuorientierung. - Opladen: Westdeutscher Verlag, 1993.


    Дополнительная литература к части 1

    Журнальные статьи частично имеются в библиотеке ВШЭ, частично доступны через Интернет.

    К теме 1:

    1. Истон Д. Категории системного анализа политики, в: Антология мировой политической мысли, т. 2, М. 1997, С. 629-642.
    2. Политический процесс: основные аспекты и способы анализа. - М.: издательский Дом «Инфра-М», 2001. Главы 2, 3 и 14.
    3. Соловьев А.И.  Политология: Политическая теория, политические технологии. – М.: Аспект-Пресс, 2001. Раздел I, VII.
    4. Яковлев И. Я.: Проблемы политического анализа на основе политических технологий, М., 1997.
    к темам 2-3:
    1. Башкирова Е.И. Трансформация ценностей российского общества // Полис, 2000, № 6, С. 51-65.
    2. Белановский С.А. О факторах динамики рейтингов ОВР и "Единства" , Полит.Ру, 13.12.99.
    3. Белановский С.А. Итоги парламентских выборов в зеркале фокус-групп: Очерки об эффективности избирательных кампаний на Полит.Ру: Введение, ОВР, СПС, Медведь, Яблоко, КПРФ и блок Жириновского.
    4. Белановский С.А. Питерские выборы в зеркале фокус-групп, Полит.Ру, 07.04.2000.
    5. Руткевич М.Н. Выборы-99 в зеркале социологии // Социологические исследования, 2000, №5,  С. 3-12.
    6. Тульский М.О. Социологические службы на выборах-99 // Социологические исследования, 2000, №12,  С. 23-32.


    к теме 4:

    1. Замятина Н. Ю. Модели политического пространства // Полис, 1999, № 4, С. 29-41.
    2. Колосов В.А., Туровский Р.Ф. Электоральная карта современной России: генезис, структура и эволюция // Полис, 1996, №4, С. 33-46
    3. Лапкин В.В., Пантин В.И. Геоэкономическая политика: предмет и понятия (К постановке проблемы) // Полис, 1999, № 4, С. 42-59.
    4. Левчик Д. А., Левчик Э. Г. Типы политического поведения населения // Социологические исследования, 1997, № 12, С.24-34. 
    5. Орешкин Д.Б. География электоральной культуры и цельность России // Полис, 2001, № 1, С. 73-93. 
    6. Туровский Р.Ф. Парламентские выборы 1999 г.: региональные особенности // Полития, Зима 1999-2000, №4 (14), С. 102-121. 
    7. Туровский Р.Ф. Региональные особенности президентских выборов 2000 г. // Вестник Московского университета. Серия 12. Политические науки. 2000, №4, С. 38-54. 
    8. Туровский Р.Ф. Основы и перспективы региональных политических исследований //  Полис, 2001, № 1, С. 138-156. 
    к теме 5:
    1. Дука А. В. Политический дискурс оппозиции в современной России, Журнал социологии и социальной антропологии, 1998 1 том, № 1, С. 91-113.
    2. Иванов В.Н., Назаров М.М. Информационное потребление и политические ориентации // Социологические исследования, №7, 2000, С. 83-90.
    3. Климова С.Г., Якушева Т.В. Образы политиков в представлении россиян // Полис, 2000, № 6, С. 66-81.
    4. Киктева Е. А. Динамика образов Г.Явлинского и В.Путина в президентской кампании // Полис, 2000, № 4, С. 140-145.
    5. Мягков А.Ю. Эффект престижных имен в социологических опросах // Полис, 2000, № 6, С. 82-92.
    6. Попова Е.В. Проблемные измерения электоральной политики в России: губернаторские выборы в сравнительной перспективе // Полис, 2001, № 3, С. 47-62. 
    7. Шелекасова Н.П. Бессознательные аспекты имиджа политического лидера // Полис, 2000, № 4, С. 130-132.
    8. Козлова Н. Н. Горизонты повседневности советской эпохи: голоса из хора. М., ИФ РАН. 1996.
    9. Козлова Н. Н. Заложники слова? // Социологические исследования, 1995, № 9, С. 128-136; № 10, С. 100-109.
    10. Порецкина Е. М. Социальные сети и повседневная жизнь жителей С. Петербурга // Мир России. 1995. № 2. С. 190-201.
    к теме 6:
    1. Водолагин А. А. Интернет-СМИ как арена политической борьбы // Общественные науки и современность, №1, 2002, С. 49-67.
    2. Песков Д.Н. Интернет в российской политике: утопия и реальность // Полис, 2002, № 1, С. 31-45. 
    3. Туронок С. Г. Интернет и политический процесс //  Общественные науки и современность, №2, 2001, С. 51-63.
    4. Овчинников Б.В. Виртуальные надежды: состояние и перспективы политического Рунета // Полис, 2002, № 1, С. 46-65. 
    к теме 7:
    1. Максимов А.А. «Чистые» и «грязные» технологии выборов: российский опыт. – М.: Дело, 1999.
    2. Политический анализ: Доклады Центра эмпирических исследований СПбГУ. Вып. 2. / под ред. Г.П. Артемова. СПб: изд-во СПб университета, 2001.
    3. Супрун А.П., Янова Н.Г. Политический маркетинг: новый взгляд на рейтинг // Социологические исследования, №2, 2000, С. 51-62.
    к теме 8:
    1. Ахрименко А.С. Политическое прогнозирование на российском фоне // Политические науки, 1999, № 1, С. 20-32.
    2. Иудин А.А. Применение методов количественного анализа в социально-политических исследованиях и прогнозировании, М. 1989.
    3. Нещадин А., Малютин М. 1999: попытка политического прогноза // Вопросы экономики, 1999, №3. C. 4-20.
    4. Ожиганов Е. Системный кризис власти в СССР: об искусстве прогнозирования политических событий, в: Общественные науки и современность, 1991, №2.
    5. Панарин А.С. Глобальное политическое прогнозирование. - М.: 2000. 
    6. Президентские выборы: суждения и прогнозы, в: НГ-Сценарии, 15.03.2000.
    к теме 9:
    1. Нечаев В.Д. Избиратель: покупатель, продавец или вкладчик? //  Полис, 2001, № 6, С. 40-50. 
    2. Процесс принятия политических решений  и политическое моделирование: обсуждение 28.06.2001 на семинаре «Полития», Полития: Труды семинара. – М., 2001. С. 56-86.
    3. Саати Т. Принятие решений. Метод анализа иерархий. - М., 1993. 
    4. Факторный, дискриминантный и кластерный анализ. - М., 1982. 


    к теме 10:

    1. Lasswell H.D.: The Policy Sciences, Palo Alto 1951. 
    2. Nohlen D. Lexicon zur Politik, Opladen Westdeutscher Verlag, 2000. 
    3. March J.G., Olsen J.P. The New Institutionalism: Organizational Factors in Political Life // The American Political Science Review, 1984, Vol. 78, p. 734-749. 
    4. Peters B.G. The policy process: an institutional perspective // Canadian Public Administration, 1992, vol. 85, no. 2, p. 160-180. 

    Last updated: 10.10.2003