Даниил Цыганков: homepage >> Учебные курсы >>  Политический анализ и прогнозирование. Часть 2 >> бакалавры-2004

   Надоело как-то мышкам, что их все обижают. Пошли они к  филину за советом. 
     - А вы станьте ежиками, - предложил филин,  - у них иголки, их никто не трогает. 
  Двинулись было мышки домой, как одной вступило: 
     - Послушай, филин, а как же нам ежиками стать? 
     - Знаете что, ерундой-то меня  не грузите. Я стратегией занимаюсь.

(Cтарый анекдот о главном)
Политический анализ и 
прогнозирование. Часть 2 
(Подходы и методы политанализа)
 

Обязательный курс для 3-го курса бакалавриата факультета прикладной политологии ГУ-ВШЭ 
(3 модуль 2003/04 уч. года)

Навигация:

Консультации:

 

Предложения, вопросы и поправки принимаются по электронной почте:

Новости

12 октября 2004 г. 
Комиссия для А. Поппель состоится 19 октября, в 15.00, в комн. 618.
5 октября 2004 г. 
Пересдача экзамена для А. Поппель состоится 12 октября, в 16.30, в комн. 618.
08 сентября 2004 г. 
Комиссия для И. Азара и А. Поппель состоится 16 сентября, в 15.00. № ауд. уточнит учебная часть бакалавриата.
3 июля 2004 г.
Не явившиеся на экзамен, а также те, кто получил неудовлетворительную оценку (см. ниже список) должны будут ликвидировать свою задолженность до 24 сентября 2004 г. К ним предъявляются следующие требования: 
  • задолжники должны предоставить не позднее 18.00 часов 3 сентября 2004 г. письменные работы (1-е и 2-е эссе) Д.Б. Цыганкову в печатном виде;
  • Работы сдавать на кафедру прикладной политологии (каб. 618 на Кочновском );
  • Пересдача будет проходить между 7 и 13 сентября 2004 г. в форме обсуждения письменных работ. О месте и времени вас известит учебная часть;
  • Все задолжники должны представить оба эссе заново и на новую тему. Работы, в которых будут обнаружен плагиат, будут приравнены к несданным;
  • За каждый календарный день задержки со сдачей работ после 3 сентября 2004 г. будет начисляться по два штрафбалла. Поскольку для переписки работ предоставляется два месяца (04.07. - 03.09.2004), то медицинские справки (за исключением "сплошной" болезни) в качестве уважительной причины восприняты не будут.
[Данная информация продублирована также на доске объявлений учебной части ФПП]
5 марта 2004 г. 
Опубликован окончательный вариант сводного файла по итогам экзаменов 3-5.03.04. 

Не явившиеся на экзамен, а также те, кто получил неудовлетворительную оценку (Азар, Гаврилова, Поппель, Шубенкова, Батырь, Викулина, Зайцева, Каверина, Рыбкина, Смирнова, Сорокина, Шумовская, Аверкин, Анисимов, Григорьева, Коротаев), должны будут ликвидировать свою задолженность в сентябре 2004 г. 

28 февраля 2004 г. 
Экзамены будут проходить по-группно, согласно следующим спискам:

гр. 341
12.10-13.30, а. 446

  1. Азар
  2. Аметова
  3. Багинский
  4. Барабанова
  5. Башуров
  6. Болотин
  7. Боров
  8. Бычкова
  9. Ветрова
  10. Гаврилова
  11. Дребенцова
  12. Кармишин
  13. Колгушкина
  14. Кузнецова
  15. Кузьмина


13.40-15.00, а. 513

  1. Купервассер
  2. Маслова
  3. Панарина
  4. Попов
  5. Попова
  6. Поппель
  7. Прокопов
  8. Романова
  9. Саватнеева
  10. Сокиркин
  11. Стрельникова
  12. Сурова
  13. Хартулари
  14. Шубенкова


гр. 342 
10.30-11.50, а. 125

  1. Батырь
  2. Вдовин
  3. Викулина
  4. Воробьёва
  5. Гордин
  6. Зайцева
  7. Инал
  8. Каверина
  9. Комарова
  10. Кононова
  11. Кульчицкая
  12. Литинский
  13. Митрофанов


12.10-13.30, а. 125

  1. Мусиенко
  2. Мухин
  3. Наумов
  4. Рыбкина
  5. Савельева
  6. Савушкина
  7. Смирнов
  8. Смирнова
  9. Сорокина
  10. Хазиев
  11. Чеботарева
  12. Шумовская


гр. 343
13.40-15.00, а. 125

  1. Аверкин
  2. Андрияко
  3. Анисимов
  4. Григорьева
  5. Закамская
  6. Зарубина
  7. Капралов
  8. Кожуховская
  9. Коренькова
  10. Коротаев
  11. Корсукова
  12. Крупнова
  13. Лебедь-Ластухина


15.10-16.30, а. 125

  1. Молдавер
  2. Пламадил
  3. Потёмкин
  4. Пуганцова
  5. Рахматуллин
  6. Рыдванская
  7. Сивопляс
  8. Синятуллина
  9. Сурова
  10. Швецова
  11. Шемятов
  12. Шулакова
  13. Шутилин


Дополнительно для непришедших 3 и 4 марта, будет выделено время с 12.00 в пт, 5 марта. Место проведения - уточняйте после 15.00 4 марта в учебной части (т. 921-8278).

27 февраля 2004 г. 
Через 7 дней после deadline у меня нет сведений о сдаче работ (ни в электронной, ни в печатной форме):
гр. 341 - Азар И., Поппель А.
гр. 342 - Зайцева И., Шумовская Е.
гр. 343 - Сивопляс М.

Среди сдавших, не по теме эссе у следующих:
гр. 342 - Смирнова А.
гр. 343 - Анисимов А.

!! В связи с поступающими просьбами сделать исключение по сдаче работ  из-за "сгоревших винчестеров", "не работающих принтеров", "вирусных атак", "не приаттачиваемых файлов", "пробок на дорогах", "противных провайдеров" и т.д. и т.п., и все как назло - накануне/в день deadline, разъясняю, что все риски такого рода несут сами студенты. Напр., если по 20-м числам у Вас слетают винды, сдавайте работы 19-го etc.

Медицинские справки за пропуски можно либо предъявить лично 1 марта с 14 до 18.00, либо прислать до 23.59  МСК 1 марта 2004 г. в отсканированном виде. После этого срока расчет успеваемости будет произведен без их учета.

13 февраля 2004 г. 
Обратите внимание, что сдвигаются (для всех):
- лекция 8 "Политпрогнозирование" -> c 12.2. на 17.2. (вт), 13.40-16.30 (ауд. 124, затем - 116).

для группы 341:
семинар № 3 -> с 11.2. на 18.2. (те же время и аудитория)
семинар № 4 -> с 18.2. на 20.2. (9.00, ауд. 240)

для группы 342:
семинар № 3 -> с 11.2. на 18.2. (те же время и аудитория)
семинар № 4 -> с 18.2. на 20.2. (13.40, ауд. 446)

Просьба к докладчикам учесть эту сдвижку!

06 февраля 2004 г. 
В связи возникшими вопросами о степени "отклонения" содержания и темы 2-го эссе от 1-го эссе (доклада), разъясняю, что для некоторых "родственных" тем это возможно. Напр., политическая география <--> электоральная география, контент-анализ <--> биографический метод, политические решения <--> политические модели, политическое прогнозирование <--> сценариотехники и т.п. В случае сомнений постарайтесь прояснить ситуация максимально полно - во избежании неприятностей во время экзамена.
26 января 2004 г. 
Выбравшие тему доклада (семинары 1-5) могут уведомить об этом меня также по электронной почте, а не только на консультации.  После этого их фамилии попадают в тематический план. Deadline для выбора - 29.01.04.

Предполагается, что один доклад готовится вдвоем (как исключение - втроем). К одному семинару возможно 2 доклада (суммарная продолжительность для группы: 30 минут на трех содокладчиков, 25 - на двух + 10 минут вопросы/дискуссия), конкретная спецификация темы - по согласованию со мной. Каждый докладывает каждый свою часть, текст сдается либо отдельно (текст оценивается раздельно по сдавшим), либо вместе (но тогда указывайте, кто за какую часть "отвечает"). Зачастую это зависит как от темы и дизайна презентации - можно ли в принципе структурировать доклад, либо - он единое целое, так и от степени "координации" после доклада.

Пожалуйста, если вам нужен проектор для презентации, сообщайте хотя бы накануне до 15.00.

14 января 2004 г. 
Обновлен список тем эссе. Тема "2-го" эссе, если она отклоняется от примерного списка, должна быть кратко предварительно обсуждена со мной. Скачать образец оформления эссе.
12 января 2004 г.
Размещен тематический план; сетевая  версия программы курса подверстана под него. В частности, сетевая версия списка литературы постоянно пополняется новыми титулами; по сравнению с бумажной версией они будут помечены []  Стоит также обращаться к виртуальной библиотеке кафедры политанализа ФГУ МГУ и пользоваться электронными ресурсами библиотеки ГУ-ВШЭ.

Обратите внимание, что лекции начинаются у всего потока 15 января 2004 г. (четверги, ауд. 125), а семинары - у групп 341 и 342 - 28 января (среды, ауд. 446), у группы 343 - 30 января (пятницы, 445).

Консультации будут проходит в комн. 509б в следующее время:
по средам (с 28.01. по 25.02.2004 г.) - с 14.15 до 15.45 часов.
по четвергам (с 15.01. по 26.02.2004 г.) - с  14.15 до 15.45 часов.

Кроме того, в любое время можно обратиться ко мне с вопросами по электронной почте, и рассчитывать на ответ в течение 3 рабочих дней.

10 декабря 2003 
1-я консультация пройдет 23.12.03 (вт) с 13.45 до 16.30 в комн. 509 б. В ходе её можно будет уже "заявиться" на определенные доклады/конкретизировать темы эссе. Скачать образец оформления эссе.

Начиная с 15 января 2004 г. консультации будут проходить еженедельно, в дни лекционных и семинарских занятий (предварительно - по средам и четвергам).

Вероятно, экзамен будет проходить"по-группно" 3-5 марта 2004 г., в часы занятий.

27 октября 2003 
Сетевая версия программы 2-й части, конфигурированная и расширенная для текущего учебного года, появится в доступе к 10.12.2003. До того времени можно посмотреть на сетевую версию курса-2003.

На лекции Н.Ю. Беляевой 11 декабря (чт) в 10.30 будут кратко представлены требования ко второй части и обсуждены типичные ошибки и заблуждения прошлых лет при подготовке и сдаче письменных работ, и - участия в занятиях в целом.

Аннотация.

Курс разбивается на две примерно равные части. В первой части (Н.Ю. Беляева, октябрь-декабрь 2003) политический анализ рассматривается как профессия, в центре внимания находится «политический аналитик» как таковой - в его взаимодействии с индивидуальными и коллективными акторами поля политики. Во второй части (Д. Цыганков, январь - март 2004) - рассматривается методология различных ислледовательских практик, возникших на пересечении теоретических традиций/парадигм и методик/техник. Тем самым, у студентов фактически формируюется целостное видение соответствующей проблематики, отдельные аспекты которой были или будут рассмотрены в специальных курсах «Методика и техника социологических исследований», «Связи с общественностью», «Политическое консультирование», «Политическая реклама», «Организация и проведение избирательных компаний», «Политическая география», «Математические методы в политологии» и т.д. 

Этот курс относится к направлению, развиваемого в рамках международного сотрудничества факультета прикладной политологии и его преподавание имеет также характер интеграции требований российских и западных образовательных стандартов.

Требования к студентам

Программа рассчитана на бакалавров 3-го курса факультета прикладной политологии ГУ-ВШЭ. Предполагается знакомство слушателей с политологической, социологической и философской проблематикой в рамках учебных курсов, читаемых на первых двух курсах факультета. Студенты, приступая к изучению данной дисциплины, должны также иметь навыки работы с источниками и рекомендуемой литературой как на русском, так и на иностранных языках, четко формулировать свою собственную точку зрения и отстаивать ее во время дискуссий.

Учебная задача дисциплины

Данная программа, рассчитанная на 60 часа лекций и 18 часов семинарских занятий (2 модуль: 35+8 часов, 3 модуль: 25+10 часов), предполагает, во-первых, разбор на лекциях базовых понятий политического анализа и прогнозирования. Во-вторых, начиная со 3-ей недели занятий, лекционные часы чередуются с семинарскими, на которых студенты выступают с докладами, которые представляют из себя групповые работы по темам курса. После докладов предполагается дискуссия и вопросы докладчикам, которые должны продемонстрировать умение последних защищать свою позицию. В-третьих, итогом изучения данной дисциплины является эссе, где студенты должны проявить индивидуальные способности, опирающиеся на способность работать с источниками не только на русском, но и на иностранных языках. В-четвертых, на заключительных лекциях каждого модуля предусмотрены письменный контроль (тест/контрольная), ставящий целью проверку полученных знаний.

Цель первой части данного курса – раскрыть студентам горизонты методологии, позволяющей переходить от достаточно абстрактных политических моделей к прикладным, эмпирическим методам - качественным (интервью, фокус-группы, проективные тесты), количественным (холл-тесты, телефонные и face-to-face опросы, обработка: SPSS, Excel), политической географии на базе электронных карт MapInfo, креативного PR и медиа-планирования, политическое прогнозирование, моделирование и принятие решений.
 

3-й модуль: формы контроля и тематика заданий по ним

  • текущий контроль – вопросы для проверки усвоения материала;
  • промежуточный контроль – доклады, эссе, тест/контрольная.
  • итоговый контроль – экзамен (в 3-м модуле!!), оценка за который выставляется с учетом промежуточного контроля, исходя из следующих критериев перевзвешивания баллов:
Элемент
Вес
Посещаемость в 3-м модуле
0,15
Доклад (групповой) в 3-м модуле
0,25
1-е эссе (индивидуально оформленная часть доклада либо индивидуальное эссе) в 3-м модуле
0,25
2-е эссе в 3-м модуле
0,35
Экзамен в форме собеседования по письменным работам (может влиять на оценку за письменные работы)
0,00
Сумма =
1,0

Посещаемость

Явка на занятия удостоверяется собственноручной подписью. Оценка за посещаемость семинаров вычисляется путем проецирования процента посещенных занятий на десятибалльную шкалу согласно следующему правилу. При посещении более 95 % занятий мультипликатор составляет 10, от 85 % до 95 % занятий  – 9, от 75 % до 85 % занятий  – 8, от 65 % до 75 % занятий  – 7, от 55 % до 65 % занятий  – 6, от 45 % до 55 % занятий  – 5, от 35 % до 45 % занятий  – 4. При посещении менее 35 % занятий мультипликатор равен 0.

Доклад/1-е эссе

Тематика 1-го эссе (доклада) соответствует темам 2- 10 программы данного курса и должна быть заранее конкретизирована по соглашению с преподавателем (на консультации или по эл. почте). За надлежащий вклад в доклад студент получает максимально 10 баллов, за своевременно (не позднее 19.30 MSK 20 февраля 2004; исключение составляют лишь докладчики, "выступающие" 25.2. и 27.2.: они сдают работы сразу после доклада)  сданное 1-е эссе на базе доклада (либо - индивидуальное эссе) -  10 баллов, при этом:

  • Устная часть (доклад) оценивается максимально в 10 баллов (5 - содержательная полнота, 3 - структурная четкость и логика, 2 - презентация и ответы на вопросы аудитории);
  • Письменное оформление доклада (1-e эссе) оценивается максимально в 10 баллов (4 - содержание, 4 - структурная четкость и логика, 2 - оформление).
  • Объем - 2-3 тыс. слов на человека (если эссе на базе доклада) и 3-4 тыс. слов (если индивидуальное эссе). Интервал - 1,5. Ссылки подстрочные. Кегель – Times New Roman, № 12. 
  • В форс-мажорных обстоятельствах текст может быть прислан преподавателю сначала по электронной почте в формате RTF; рекомендуется использование архиватора ZIP (скачать). Однако проверяться будет только версия, представленная в печатном виде! Скачать образец оформления эссе.
  • На печатной версии студент/ка собственноручной подписью удостоверяет, что данное эссе выполнено им/ею самостоятельно, не содержит «раскавыченного» переложения чужих текстов, а все цитаты приведены корректно и с указанием источников (печатных и/или электронных). Если в ходе проверки будет обнаружен плагиат (любого объема), то автоматически выставляется оценка 1.
  • !! Начиная со следующего после deadline календарного дня за каждый начавшийся календарный день просрочки сдачи работы "снимается" 1 балл - вплоть до 0-й оценки. "Льгота" для докладчиков 25 и 27 февраля действует только в том случае, если доклады будут фактически сделаны. В противном случае (независимо от причины), отсчет deadline  будет вестись от 20.02.2004 !
  • 2-е эссе

    Тему 2-го эссе студенты определяют из предложенного списка, с условием, что оно является прикладным анализом (case study) на базе методологии, изложенной в докладе (1-м эссе). Тема может быть конкретизировна (видоизменена) по соглашению с преподавателем (на консультации или по эл. почте). Эссе должно продемонстрировать умение студента сравнивать и анализировать различные аспекты политического процесса, реконструировать сегменты полей политики и власти, взаимодействия коллективных и индивидуальных актеров и т.д. За своевременно (не позднее 19.30 MSK 20 февраля 2004; исключение составляют лишь докладчики, "выступающие" 25.2. и 27.2.: они сдают работы сразу после доклада) сданное 2-е эссе - 10 баллов, при этом:

    • 2-е эссе оценивается максимально в 10 баллов (5 баллов - аналитическая убедительность, 4 баллов - структурная четкость и логика, 1 балл - оформление).
    • Объем - 2-3 тыс. слов. Интервал - 1,5. Ссылки подстрочные. Кегель – Times New Roman, № 12. 
    • В форс-мажорных обстоятельствах текст может быть прислан преподавателю сначала по электронной почте в формате RTF; рекомендуется использование архиватора ZIP (скачать). Однако проверяться будет только версия, представленная в печатном виде! Скачать образец оформления эссе.
    • На печатной версии студент/ка собственноручной подписью удостоверяет, что данное эссе выполнено им/ею самостоятельно, не содержит «раскавыченного» переложения чужих текстов, а все цитаты приведены корректно и с указанием источников (печатных и/или электронных). Если в ходе проверки будет обнаружен плагиат (любого объема), то автоматически выставляется оценка 1.
    • !! Начиная со следующего после deadline календарного дня за каждый начавшийся календарный день просрочки сдачи работы "снимается" 1 балл - вплоть до 0-й оценки. "Льгота" для докладчиков 25 и 27 февраля действует только в том случае, если доклады будут фактически сделаны. В противном случае (независимо от причины), отсчет deadline  будет вестись от 20.02.2004 !
    Сданные письменные работы НЕ МОГУТ повторять реферат, выполненный по первой части курса (Н.Ю. Беляева). При обнаружении текстов "двойного" применения, за них будет автоматически выставляться оценка 1.

    Тесты
    Тесты типа „multiple choice“ используются для текущего контроля "остаточных" знаний, причем в каждой группе раздается не менее 4 вариантов. Максимальная сумма баллов за контрольный тест – 10, «вес» вопроса может варьироваться по сложности от 1 до 3 (3х1 + 2х2 +1х3), максимально - 10 вопросов в тесте.

    Экзамен
    Итоговая экзаменационная оценка формируется путем умножения начисленных баллов на веса, причем средневзвешенная оценка округляется до целых единиц, так что если ...

    • Оср = 8, 9, 10, то – «отлично» (пятерка)
    • Оср = 6, 7, то – «хорошо» (четверка)
    • Оср = 4, 5, то – «удовлетворительно» (тройка)
    • Оср = 1, 2, 3, то - «неудовлетворительно» (двойка)
    Экзамен и первая пересдача экзамена проводятся в форме собеседования по письменным работам. Комиссия (т.е вторая и последняя пересдача экзамена) проводится по билетам, состоящим из двух вопросов, соответствующим темам данного курса. "Попадание" на комиссию не освобождает студента/ку от обязанности представить письменные работы не менее чем за 24 часа до ее начала, если это не было сделано до того.

    Общие рекомендации

    Определитесь сразу, на какую оценку Вы "нацеливаетесь". Из опыта прошлых лет полученные оценки соответствовали примерно следующим инвестициям времени и знаний:

            "пятерка" (8,9,10) - 

    • посещение не менее 75-80 % занятий;
    • сделать очень хороший доклад на семинаре и уверенно отвечать на вопросы по нему;
    • вовремя сдать связные, доказательные письменные работы, с привлечением дополнительной литературы из списка / найденной самостоятельно.
            "четверка" (6,7) - 
    • посещение не менее 60 % занятий;
    • сделать хороший доклад на семинаре и не теряться, когда ставят вопросы по нему (либо - не делать доклад, но написать очень хорошие работы);
    • вовремя сдать крепкие письменные работы, с привлечением основной литературы из списка.
            "тройка" (4,5) -
    • посещение не менее 35-40 % занятий;
    • вовремя сдать письменные работы, с привлечением основной литературы из списка.

    Тематический план 3-го модуля

    Дата
    Тема
    Лекция / Семинары (доклады)
    15.01.2004, чт, ауд. 125,
    c 10.30 по 13.00.
    Тема 1: Представление курса. Стратегии политического анализа: на стыке теоретических традиций и методов/техник.
    3 часа лекций: Даниил Цыганков
    22.01.2003, чт, ауд. 125,
    c 10.30 по 11.50.
    Тема 2: Количественные методы
    2 часа лекций: Даниил Цыганков
    22.01.2004, чт, ауд. 125,
    c 12.10 по 13.30.
    Тема 3: Качественные методы
    2 часа лекций: Даниил Цыганков
    28.01.2004, ср, ауд. 446,

    группа 341: с 12.10 по 13.30.
     

    группа 342: с 10.30 по 11.50.
     

    30.01.2004, пт, ауд. 445.
    группа 343: с 10.30 по 11.50.

    Семинар 1 (к темам 2-3): Количественные и качественные методы 2 часа семинарских занятий

    группа 341
    доклад № 1 (колич.): Барабанова С. & Хартулари А.

    группа 342

    группа 343
    доклад № 1 (количеств.): Сивопляс М. & Лебедь-Ластухина А.
    доклад № 2 (качеств.): Зарубина Е. & Шулакова О.

    29.01.2004, чт, ауд. 125,
    c 10.30 по 13.30.
    Тема 4: Политическая и электоральная география
    2 часа лекций: Даниил Цыганков
     
    Тема 5: Особенности применения биографического, дискурсивного и контент-анализа. Медиа-анализ.
    2 часа лекций: Даниил Цыганков
    04.02.2004, ср, ауд. 446,

    группа 341: с 12.10 по 13.30.
     

    группа 342: с 10.30 по 11.50.
     

    06.02.2004, пт, ауд. 445.
    группа 343: с 10.30 по 11.50.

    Семинар 2 (к теме 4):
    Политическая и электоральная география.
    2 часа семинарских занятий

    группа 341
    доклад № 1 (полит.): Кармишин И. & Прокопов Г.
    доклад № 2 (электор.): Боров А. & Сокиркин А.

    группа 342
    доклад № 1 (полит.): Вдовин М. & Смирнов А.
    доклад № 2 (электор.): Литинский А. & Мухин Ф.

    группа 343
    доклад № 1 (полит): Рыдванская П. & Шутилин В.
    доклад № 2 (электор.): Корсукова А. & Потемкин Е.

    05.02.2004, чт, ауд. 125,
    c 10.30 по 13.30.
    Тема 6:  Интернет и политика. 2 часа лекций: Даниил Цыганков
    Тема 7:  Место политического анализа в «рациональных» и «манипулятивных» избирательных технологиях. 2 часа лекций: Даниил Цыганков
    18.02.2004, ср, ауд. 446,

    группа 341: с 12.10 по 13.30.
     

    группа 342: с 10.30 по 11.50.
     

    13.02.2004, пт, ауд. 445.
    группа 343: с 10.30 по 11.50.

    Семинар 3 (к теме 5):
    Особенности применения биографического, дискурсного и контент-анализа.
    2 часа семинарских занятий

    группа 341
    доклад № 1 (биогр.): Кузьмина И. & Колгушкина В. & Купервассер А.
    доклад № 2 (контент): Болотин А. & Башуров И.

    группа 342
    доклад № 1 (биогр.): Наумов С. & Хазиев Б.
    доклад № 2 (контент): Инал А. & Савельева А.

    группа 343
    доклад № 1 (биогр.): Рахматулин В. & Капралов А.
    доклад № 2 (контент): Шемятов А. & Закамская Е.

    17.02.2002, вт, ауд. 124,
    c 13.40 по 15.00.

                             ауд. 116,
    c 15.10 по 16.30.

    Тема 8: Политическое прогнозирование и принятие решений 4 часа лекций: Даниил Цыганков
    20.02.2004, пт, ауд. 240,

    группа 341: с 09.00 по 10.20. 

                             ауд. 446,
    группа 342: с 13.40 по 15.00. 
     

                             ауд. 445.
    группа 343: с 10.30 по 11.50.

    Семинар 4 (к теме 8): Политическое прогнозирование (микро- и макроуровень)
    2 часа семинарских занятий

    группа 341
    доклад № 1 (микро): Маслова К. & Саватнеева О.
    доклад № 2 (макро): Аметова Н. & Бычкова Е. & Дребенцова А.

    группа 342
    доклад № 1 (микро): Кульчицкая Н. & Савушкина М.
    доклад № 2 (макро): Кононова К. & Воробьева Д. & Гордин П.

    группа 343
    доклад № 1 (микро): Сурова А. & Пуганцова Ю.
    доклад № 2 (макро): Кожуховская Е. & Синятуллина Л.
     

    19.02.2004, чт, ауд. 125,
    c 10.30 по 11.50.
    Тема 9: Политическое моделирование 2 часа лекций: Даниил Цыганков
    25.02.2004, ср, ауд. 446.

    группа 341: с 12.10 по 13.30.
     

    группа 342: с 10.30 по 11.50.
     

    27.02.2004, пт, ауд. 445.
    группа 343: с 10.30 по 11.50.

    Семинар 5 (к темам 8-9): Политическое моделирование и принятие решений 2 часа семинарских занятий

    группа 341
    доклад № 1 (модел.): Шубенкова А. & Сурова М. & Багинский Д.
    доклад № 2 (решения): Ветрова К. & Панарина Т. & Попов О.

    группа 342
    доклад № 1 (модел.): Митрофанов В. & [Зайцева И.]
    доклад № 2 (решения): Комарова М. & Мусиенко К. & Чеботарева А. 

    группа 343
    доклад № 2 (моделир.): Крупнова А.  & Швецова Д.
    доклад № 2 (решения): Пламадил П. & Андрияко О.
     

    26.02.2002, чт, ауд. 125,
    c 10.30 по 11.50.
    Тема 10: Прикладные методы исследования управления и институций. 2 часа лекций: Даниил Цыганков
    Всего:
    25 часов лекций и 10 часов семинаров

    Cодержание программы

    Тема 1: Представление курса. Стратегии политического анализа: на стыке теоретических традиций и методик/техник

    Методические рекомендации: дизайн исследования, правила подготовки научного текста, логика публичного выступления 

    Cтратегии политического анализа как кластеры, возникшие на пересечении теоретических традиций/парадигм и методик/техник.

    Возможность/рискованность стратегии политического анализа: адекватность/неадекватность тенденциям и соответствие/несоответствие теоретической традиции.
     

    Тема 2: Количественные методы

    Количественная парадигма: логический позитивизм, навязанное и контролируемое поведение, объективность; отстраненность от данных, редукционистская, гипотетчески-дедуктивная теория, ориентация на состояние; «жесткие» и повторяемые данные, обобщающее исследование множества случаев; предположение стабильной реальности.

    Опросы, их типы и виды. Наблюдение. Экспертиза.
     

    Тема 3: Качественные методы

    Качественная парадигма: феноменологизм, естественное и неконтролируемое поведение, субъективность; привязанность к данным, описательная и индуктивная теория, ориентация на процесс; реальные и «глубокие» данные, не обобщающее исследование случая, целостность; предположение динамической реальности.

    Социометрия, тестирование, холл-тесты, фокус-группы.
     

    Тема 4: Политическая и электоральная география

    Основные геополитические модели. Применение геополитических идей в военно-стратегическом анализе и планировании.

    Административно-территориальные единицы. Применение методов политической географии в областях местного самоуправления, федеральных отношений и межгосударственной кооперации.

    Электоральная география. Настольная картография на базе MapInfo.
     

    Тема 5: Особенности применения биографического, дискурсивного и контент-анализа. Медиа-анализ.

    Единицы наблюдения в биографическом, дискурсивном и контент-анализа. Процедуры их проведения; взаимодействие их в прикладном политологическом исследовании.

    Методы исследования политических медиа: мониторинг, дневники, телеметрия. Программы медиапланирования: IMS, Galileo. Основные игроки на российском рынке медиа-исследований, их продукты. Различия в методиках исследования ТВ, радио, прессы и Интернета.
     

    Тема 6: Интернет и политика

    Логика развития «политического» Интернета в России и на Западе. Основные типы Интернет-присутствия в Рунете. Виды PR-кампаний в Рунете.
     

    Тема 7: Место политического анализа в «рациональных» и «манипулятивных» избирательных технологиях

    Подходы, основанные на изучении политического рынка («по науке»). Политический маркетинг.

    Подходы, основанные на попытках манипулирования («грязные технологии»).
     

    Тема 8: Политическое прогнозирование и принятие решений

    Понятие политического прогноза. Различие политических прогнозов и политических проектов. Классификация политических прогнозов по различным основаниям.

    Принятие политического решения. Принцип обратной связи в процессе принятия политических решений. Наиболее известные схемы процесса принятия политических решений. Попытки классификации политических решений. 
     

    Тема 9: Политическое моделирование

    Понятие модели. Виды моделей, используемых в политическом анализе. Отдельные примеры политических моделей – модель политического пространства, модель фальсификации выборов, модель административного рынка.

    Понятия платежной матрицы и ее виды. Примеры использования платежной матрицы в прикладной политологии.
     

    Тема 10:  Прикладные методы исследования управления и институций

    Различия понятий «politics», «polity» и «policy». Policy-цикл.

    Феномен политических сетей. Основные элементы сетей: число и тип агентов, функции сетей, структура, институализация, правила поведения, отношения власти, стратегии агентов. Анализ сетей и политических полей.

    Политическое оценивание.
     
     

    Литература:

    Основная литература к части 2

    Базовыми учебниками являются: Мангейм Д. Б., Рич Р. К. Политология. Методы исследования  (М.: изд-во «Весь мир», 1997), Симонов К. В.: Политический анализ (М.: Логос, 2002) и Политическая наука: новые направления / под ред. Р. Гудина и Х.-Д. Клингеманна. (М.: Вече, 1999).

    К теме 1:

    1. Артемов Г.П. Политическая социология. – М.: Логос, 2002. Раздел 1.
    2. Дегтярев А.А. Основы политической теории. - М.: Высшая школа, 1998. Главы I и II.
    3. Симонов К. В.: Политический анализ: Учебное пособие. - М.: Логос, 2002. Глава 1. 

    4.  
    к темам 2-3:
    1. Мангейм Д. Б., Рич Р. К.: Политология. Методы исследования. - М.: изд-во «Весь мир», 1997. Главы 5-8, 12-16.
    2. Тюрин Ю.Н., Макаров А.А. Анализ данных на компьютере. - М.: ИНФРА-М, Финансы и статистика, 3-е изд., 2002.
    3. Шереги Ф.Э. Социология политики: прикладные исследования. - М.: Центр социального прогнозирования, 2003. Глава 5 "Электоральное поведение", С. 395-684. 
    4. Ядов В. А. Стратегия социологического исследования. - М., 2000. Главы 3-6.


    к теме 4:

    1. Колосов В.А., Мироненко Н.С. Геополитика и политическая география: Учебник для вузов. - М.: Аспект Пресс, 2001. Часть 2.
    2. Россия регионов: трансформация политических режимов. - М.: Весь Мир, 2000. 
    3. Туровский Р.Ф. Политическая география. Учебное пособие для вузов. - Москва-Смоленск: изд-во СГУ, 1999.
    4. Туровский Р.Ф. Основы и перспективы региональных политических исследований // Полис, 2001, № 1, С. 138-156.


    к теме 5:

    1. Костенко Н. Медиа в выборах: ценностные ориентиры украинской политической прессы, Полис, 1999, № 6, С. 81-92.
    2. Назаров М.М., Папантиму М.А.: Знаковая структура телевизионной политической рекламы, Полис, 2001, № 2, С. 147-158.
    3. Телерекламный бизнес: информационно-аналитическое обеспечение, М., 2001, гл. 3, 5.
    4. Терин В.П. Массовая коммуникация: исследование опыта Запада, М. 2000, гл. 4.
    5. Фукс-Хайнритц В. Биографический метод // Биографический метод. История. Методология,. Практика. М., 1994. С. 11-41.
    6. Журавлев В. Ф. Нарративное интервью в биографических исследованиях // Социология: методология, методы, математические модели. 1993-94, № 3-4, С. 34-43.
    7. Хесс-Леоньска А., Леоньский Я. Различное понимание биографического метода в социологии
    к теме 6:
    1. Иванов Д.Г. Интернет в России как инструмент политтехнологий: опыт выборов 1999-2000 гг. // Технологии информационного общества - Интернет и современное общество: Труды V Всероссийской объединенной конференции. СПб., 25 - 29 ноября 2002 г. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2002. С. 287-289. 
    2. Иванов Д.Г. Политический PR в Интернете: российские реалии // Интернет-маркетинг. 2002. N 4. С. 6-14. 
    3. Кализе М. Эпоха Интернета // Полис, 2001, № 5, С. 148-152.
    4. Овчинников Б.В. Виртуальные надежды: состояние и перспективы политического Рунета // Полис, 2002, № 1, С. 46-65. 
    5. Песков Д.Н. Интернет в российской политике: утопия и реальность // Полис, 2002, № 1, С. 31-45. 
    6. Филиппова Т.В. Интернет как инструмент социологического исследования // Социологические исследования, 2001, №9,  С. 115-122.
    к теме 7:
    1. Малкин Е., Сучков Е. Основы избирательных технологий. М.: SPSL – Русская панорама, 2002. Главы 2, 4.
    2. Пушкарева Г.В. Политический менеджмент. – М.: Дело, 2002. Главы III, X-XII.

    3.  
    к теме 8:
    1. Бестужев-Лада И.В. Социальное прогнозирование. - М., 2001.
    2. Впереди XXI век: перспективы, прогнозы, футурологи. Антология современной классической прогностики 1952-1999. / сост. И.В. Бестужев-Лада. - М., 2000. 
    3. Общая и прикладная политология: Учебное пособие. / Под общей редакцией В.И. Жукова, Б.И. Краснова. – М.: МГСУ; Изд-во “Союз”, 1997. Глава ХLVII. Политическое прогнозирование. С. 771-797.
    4. Прогностика. Терминология. - М., 1990. 
    5. Тавадов Г.Т. Политология: учебное пособие. - М. 2000. С. 339-347.
    6. Хогвуд Б., Ганн Л. Политическое прогнозирование // Вестник московского университета. Серия «Социально-политические исследования», 1994, №6, С. 51-63.
    к теме 9:
    1. Дегтярев А.А. Теория принятия политических решений в структуре социальных и управленческих дисциплин // Полис, 2002, № 2, С. 113-125.
    2. Дегтярев А.А. Методологические подходы и концептуальные модели в интерпретации политических решений (часть I) // Полис, 2003, № 1, С. 159-170; часть II - Полис, 2003, № 2.
    3. Евланов Л. Г. Теория и практика принятия решений. М. 1984.
    4. Ельмеев В. Я., Овсянников В. Г. Прикладная социология. Очерки методологии. - СПб., 1999. Очерк XII. Экспертный метод в прикладной социологии. 
    5. Ларичев О. И. Теория и методы принятия решений. - М., 2000.
    6. Симонов К. В. Политический анализ. - М.: Логос, 2002. Главы 2 и 3.
    к теме 10:
    1. Политическая наука: новые направления / Пер. с англ. под ред. Р. Гудина и Х.-Д. Клингеманна.- М.: Вече, 1999.
    2. Сморгунов Л.В. Современная сравнительная политология. - М.: РОССПЭН, 2002. Гл. 4 "Политические сети и сравнительная политология", С. 95-113.
    3. Albaek, Erik: Policy Evalution: Linking Theory to Practice, Aldershot 1995.
    4. Howlett  M., Ramesh M. Studing Public Policy, Policy Cycles und Subsystems. Toronto, New York, Oxford 1995.
    5. Policy-Analyse: Kritik und Neuorientierung. - Opladen: Westdeutscher Verlag, 1993.


    Дополнительная литература к части 2

    Журнальные статьи частично имеются в библиотеке ВШЭ, частично доступны через Интернет.

    К теме 1:

    1. Истон Д. Категории системного анализа политики, в: Антология мировой политической мысли, т. 2, М. 1997, С. 629-642.
    2. Политический процесс: основные аспекты и способы анализа. - М.: издательский Дом «Инфра-М», 2001. Главы 2, 3 и 14.
    3. Соловьев А.И.  Политология: Политическая теория, политические технологии. – М.: Аспект-Пресс, 2001. Раздел I, VII.
    4. Яковлев И. Я.: Проблемы политического анализа на основе политических технологий, М., 1997.
    к темам 2-3:
    1. Башкирова Е.И. Трансформация ценностей российского общества // Полис, 2000, № 6, С. 51-65.
    2. Белановский С.А. О факторах динамики рейтингов ОВР и "Единства" , Полит.Ру, 13.12.99.
    3. Белановский С.А. Итоги парламентских выборов в зеркале фокус-групп: Очерки об эффективности избирательных кампаний на Полит.Ру: Введение, ОВР, СПС, Медведь, Яблоко, КПРФ и блок Жириновского.
    4. Белановский С.А. Питерские выборы в зеркале фокус-групп, Полит.Ру, 07.04.2000.
    5. Белановский С.А. Результаты выборов сильно удивят, Газета.Ру, 23.10.2003. 
    6. Богомолова Л.Н. Влияние гендерного фактора на политическое самопозиционирование женщин // Политологический сборник факультета  философии СПбГУ, СПб 2000. 
    7. Богомолова Л.Н. Мифы рекламы для "женского" электората // Санкт-Петербургский университет,  № 23, 12 ноября 1999, с. 36-37. 
    8. Методика проведения фокус-групп: Центр социального партнерства (Ярославль). 
    9. Мягков А.Ю. Эффект престижных имен в социологических опросах // Полис, 2000, № 6, С. 82-92.
    10. Руткевич М.Н. Выборы-99 в зеркале социологии // Социологические исследования, 2000, №5,  С. 3-12.
    11. Тульский М.О. Социологические службы на выборах-99 // Социологические исследования, 2000, №12,  С. 23-32.
    к теме 4:
    1. Алескеров Ф.Т. Стратегическое моделирование избирательных кампаний: новые технологии: Выступление на семинаре "ПОЛИТИЯ". 27.02.2003. 
    2. Замятина Н. Ю. Модели политического пространства // Полис, 1999, № 4, С. 29-41.
    3. Журкина И. А. Сравнительный анализ электоральных предпочтений российских избирателей в регионах России разного типа. - Geopub: февраль 2001. 
    4. Колосов В.А., Туровский Р.Ф. Электоральная карта современной России: генезис, структура и эволюция // Полис, 1996, №4, С. 33-46
    5. Лапкин В.В., Пантин В.И. Геоэкономическая политика: предмет и понятия (К постановке проблемы) // Полис, 1999, № 4, С. 42-59.
    6. Левчик Д. А., Левчик Э. Г. Типы политического поведения населения // Социологические исследования, 1997, № 12, С.24-34. 
    7. Лузина Е. В. Особенности электоральных предпочтений российских избирателей в городах разного типа. - Geopub: февраль 2001. 
    8. Орешкин Д.Б. География электоральной культуры и цельность России // Полис, 2001, № 1, С. 73-93. 
    9. Туровский Р.Ф. Парламентские выборы 1999 г.: региональные особенности // Полития, Зима 1999-2000, №4 (14), С. 102-121. 
    10. Туровский Р.Ф. Региональные особенности президентских выборов 2000 г. // Вестник Московского университета. Серия 12. Политические науки. 2000, №4, С. 38-54.
    к теме 5:
    1. Иванов В.Н., Назаров М.М. Информационное потребление и политические ориентации // Социологические исследования, №7, 2000, С. 83-90.
    2. Климова С.Г., Якушева Т.В. Образы политиков в представлении россиян // Полис, 2000, № 6, С. 66-81.
    3. Киктева Е. А. Динамика образов Г.Явлинского и В.Путина в президентской кампании // Полис, 2000, № 4, С. 140-145.
    4. Минченко Е. Как стать и остаться губернатором. - М., 2000. Глава "Психологическая характеристика губернатора Росселя"
    5. Попова Е.В. Проблемные измерения электоральной политики в России: губернаторские выборы в сравнительной перспективе // Полис, 2001, № 3, С. 47-62. 
    6. Шелекасова Н.П. Бессознательные аспекты имиджа политического лидера // Полис, 2000, № 4, С. 130-132.
    7. Альмондовар Ж.-П. Рассказ  о жизни и индивидуальная траектория: сопоставление масштабов анализа // Вопросы социологии. Т. 1. 1992. № 2. C. 98-103.
    8. Бургос  М.  История  жизни.  Рассказывание  в  поисках себя // Вопросы социологии. Т. 1. 1992. № 2. C. 123-129.
    9. Головин Н.А. Биографические рассказы как источник исследования политической социализации лидеров современной России.
    10. Томсон  П.  История  жизни  и  анализ  социальных изменений // Вопросы социологии. Т. 1. 1993. № 1/2. C. 129-138.
    11. Козлова Н. Н. Горизонты повседневности советской эпохи: голоса из хора. М., ИФ РАН. 1996.
    12. Козлова Н. Н. Заложники слова? // Социологические исследования, 1995, № 9, С. 128-136; № 10, С. 100-109.
    13. Порецкина Е. М. Социальные сети и повседневная жизнь жителей С. Петербурга // Мир России. 1995. № 2. С. 190-201.
    14. Шулак В. и др.: публикации  на сайте "Проект Ваал"
    15. Серио П. Русский язык и анализ советского политического дискурса: анализ номинаций // Квадратура смысла: французская школа анализа дискурса. - М., 1999. 
    к теме 6:
    1. Бурков К.Г. Ресурсы российского политического Интернета: Партии и общественные движения федерального уровня // Факт: информационный бюллетень Администрации Челябинской области, 1999, N11-12 (ноябрь-декабрь). 
    2. Водолагин А. А. Интернет-СМИ как арена политической борьбы // Общественные науки и современность, №1, 2002, С. 49-67.
    3. Данилов Д. Цифровые повстанцы, виртуальные губернаторы и elektronischen parteigenossen. Интернет как инструмент политического PR // Мир Internet (Санкт-Петербург), 2001, №10.
    4. Михеев А. Интернет и демократия: как новые информационные технологии влияют на политический процесс 
    5. Туронок С. Г. Интернет и политический процесс //  Общественные науки и современность, №2, 2001, С. 51-63.
    6. Стенограмма и материалы круглого стола  ROCIT "Политика и интернет"
    к теме 7:
    1. Максимов А.А. «Чистые» и «грязные» технологии выборов: российский опыт. – М.: Дело, 1999.
    2. Политический анализ: Доклады Центра эмпирических исследований СПбГУ. Вып. 2. / под ред. Г.П. Артемова. СПб: изд-во СПб университета, 2001.
    3. Супрун А.П., Янова Н.Г. Политический маркетинг: новый взгляд на рейтинг // Социологические исследования, №2, 2000, С. 51-62.
    к теме 8:
    1. Ахрименко А.С. Политическое прогнозирование на российском фоне // Политические науки, 1999, № 1, С. 20-32.
    2. Бестужев-Лада И. В. Перспективы трансформации России: экспертный сценарно-прогностический мониторинг. - М., 1998.
    3. Иудин А.А. Применение методов количественного анализа в социально-политических исследованиях и прогнозировании, М. 1989.
    4. Краснов Б.И. Политическое прогнозирование // Социально-политический журнал. - 1995.
    5. Нещадин А., Малютин М. 1999: попытка политического прогноза // Вопросы экономики, 1999, №3. C. 4-20.
    6. Ожиганов Е. Системный кризис власти в СССР: об искусстве прогнозирования политических событий, в: Общественные науки и современность, 1991, №2.
    7. Панарин А.С. Глобальное политическое прогнозирование. - М.: 2000. 
    8. Президентские выборы: суждения и прогнозы, в: НГ-Сценарии, 15.03.2000.
    9. Сидельников Ю. Теория и организация экспертного прогнозирования. - М., 1990. 
    10. Экспертный опрос по теме "Что такое "новая Россия" // Кремль.Орг, 28.01.04. [сводку мнений можно скачать здесь]

    11.  
    к теме 9:
    1. Нечаев В.Д. Избиратель: покупатель, продавец или вкладчик? //  Полис, 2001, № 6, С. 40-50. 
    2. Процесс принятия политических решений  и политическое моделирование: обсуждение 28.06.2001 на семинаре «Полития», Полития: Труды семинара. – М., 2001. С. 56-86.
    3. Саати Т. Принятие решений. Метод анализа иерархий. - М., 1993. 
    4. Факторный, дискриминантный и кластерный анализ. - М., 1982. 


    к теме 10:

    1. Ачкасов В.А., Чугунов А.В. Концепт глобализации и роль информационных технологий (российский контекст) // Технологии информационного общества - Интернет и современное общество: Материалы Всероссийской объединенной конференции. Санкт-Петербург, 20-24 ноября 2000 г. - СПб.; 2000. 
    2. Lasswell H.D.: The Policy Sciences, Palo Alto 1951. 
    3. Nohlen D. Lexicon zur Politik, Opladen Westdeutscher Verlag, 2000. 
    4. March J.G., Olsen J.P. The New Institutionalism: Organizational Factors in Political Life // The American Political Science Review, 1984, Vol. 78, p. 734-749. 
    5. Peters B.G. The policy process: an institutional perspective // Canadian Public Administration, 1992, vol. 85, no. 2, p. 160-180. 
    Список примерных тем эссе (update 14.01.04) >>  Скачать образец оформления эссе.
    1. Анализ политических событий: методы и информационная база 
    2. Особенности применения количественных методов в политанализе (по видам опросов, по объектам исследований)
    3. "Войны рейтингов" во время избирательной кампании.
    4. Критика построения общенациональной выборки в предвыборных опросах по России.
    5. Особенности применения качественных методов в политанализе (по видам, по объектам исследований)
    6. Метод фокус-групп как качественный метод исследования в ПА.
    7. Качественный анализ мотивации избирателей (на примере определенной кампании).
    8. "Женская" реклама в избирательных кампаниях.
    9. Практическое применение контент-анализа.
    10. Применение социологических и статистических методов в политическом анализе.
    11. Психо-семантическое исследование политического менталитета в России.
    12. Контент-анализ СМИ: основные темы избирательной кампании в  Госдуму РФ (выборов Президента)
    13. Мониторинг общественной борьбы в СМИ вокруг МЭРТа (Газпрома, ЮКОСа и т.д.).
    14. Биографический метод в анализе "путинской элиты".
    15. Политический феминизм в России.
    16. Послание Президента РФ Федеральному собранию как политический дискурс.
    17. Элементы теории игр в практике политического аналитика.
    18. Коммунистическая оппозиция реформам Ельцина: дискурс-анализ.
    19. Политика и литературное поле (на примере книг В. Строгальщикова "Слой-1", "Слой-2", "Слой-3", А. Проханова "Господин Гексоген", Елены Трегубовой "Байки кремлевского диггера" и др.)
    20. Электоральная карта России на примере президентских выборов 1996 г. (2000 г.)
    21. Корреляционный анализ в политической географии.
    22. "Объединительные проекты" для российских регионов: причины, алгоритм, прогноз устойчивости новых образований (на любом примере: пермско-пермском, ленинградско-петербургском, псковско-новгородском, тюменском и т.д.)
    23. Кремль и региональные элиты: конфигурация после введения института полпредства
    24. «Московские петербуржцы» против «Семьи Ельцина»: основные актеры, стратегии.
    25. Федеральный центр против действующего губернатора в Санкт-Петербурга в 2000-2003 гг.
    26. Интернет-проекты в губернаторской гонке-2003 в СПб: http://valentina.ivanovna.ru, http://diktatu.net, http://vybor.rosbalt.ru, http://matvienko.info/, http://www.matvienko-spb.ru/ и др.
    27. Основные способы ведения PR-компаний в Интернете.
    28. "Сайты-двойники" как метод пиара.
    29. Рунет как инструмент политтехнологий (на примере какой-то общенациональной или региональной кампании).
    30. Кампания против ЕГЭ и ВШЭ летом 2003 г. на форуме ГУ-ВШЭ и офф-лайновых медиа: течение, основные агенты, их стратегии и достигнутые результаты.
    31. Генезис становления и развития политического анализа в США и З. Европе.
    32. Политическое прогнозирование на макро- и микроуровнях.
    33. Локальное политическое прогнозирование в России.
    34. Особенности стратегического и оперативно—тактического планирования в политике.
    35. Политическое прогнозирование на примере российских консалтинговых центров.
    36. Прогноз развития многопартийности в России.
    37. Методы и методики анализа политического риска.
    38. Мнение экспертного сообщества касательно ... (вероятности формирования в России авторитарного режима, что есть "новая Россия" и т.п.).
    39. Государство как субъект принятия политических решений.
    40. Механизм принятия политических решений.
    41. Процесс принятия политического решения на конкретном примере.
    42. Мозговая атака в принятии политических решений.
    43. Сценариотехника при принятии политических решений.
    44. Информационно-аналитические технологии в структуре выработки и принятия решений: понятие и определения.
    45. Метод ивент-анализа и его прикладные приложения.
    46. Управление кризисной политической ситуацией (на определенном примере).
    47. Политические риски: понятие, анализ их, способы снижения.
    48. Оценка рисков политических проектов.
    49. Модель поля политики у П. Бурдье
    50. "Новые русские" - новый доминирующий класс России?
    51. Генезис автономизации поля политики в СССР в конце 50-х - 60-х гг.
    52. Автономизация поля журналистики в СССР в 1985-1991 гг.
    53. Становление корпуса российских политиков (1988-1993).
    54. «Калининградский вопрос» с точки зрения policy-цикла.
    55. Реформа госслужбы в РФ: применение program evaluation-методов.


    Учиться, учиться и еще раз учиться - как завещал великий Ленин!Типичные "узкие места"

    Здесь сведены типичные заблуждения и ошибки прошлых курсов при подготовке и сдаче письменных работ, и - участия в занятиях в целом:
    № п/п
    Заблуждение, неверная стратегия
    Комментарий
    1. Легкомысленная оценка ситуации с преподаванием курса ("прорвусь на халяву").

    Обращение к программе (и ее требованиям) накануне сдачи работ (накануне дня экзамена, после первой "двойки"), либо полное нежелание с ними знакомиться - даже перед комиссией, и жалобы потом, что "не знал о таких жестких требованиях".

    1. Следует понять, что преподавание курса "ПАиП" выполняет функции "полиции качества" и, если игнорировать требования к этому курсу, можно, увы, покинуть ВШЭ.

    2. Незнание закона не освобождает от ответственности. В частности, после "двойки" на комиссии следует автоматическое отчисление ("За Волгой для нас земли нет").
     

    2. Неверная оценка технических возможностей проверки работ ("все равно читать не будет", "скачаю из сети и слегка подправлю текст", "отсканирую из малотиражного журнала"). 1. Вероятность "проскочить" гораздо ниже, чем выжить, играя в "русскую рулетку". Если в ходе проверки будет обнаружен плагиат (любого объема), то автоматически выставляется оценка "1".

    2. Большинство интернет-источников известно, а новинки (он-лайновые и печатные) - как правило, отслеживаются. Поэтому интернет-источники использовать можно и нужно (сетевая версия программы стремится к тому, чтобы "залинковать" максимальное их количество), НО - в только качестве иллюстраций собственной мысли. 

    3. Сдача работ с опозданием ("deadline устанавливают все преподы, а потом всё равно проверят") 1. За опоздание вводятся штрафбаллы - чтобы защитить права тех, кто сдал вовремя и готовил работу в напряженных условиях.

    2. Болезнь в последний день сдачи (вкл. дни перед и/или после него), даже подтвержденная медсправкой,  не защищает от штрафных санкций - на подготовку работы даётся весь модуль, более того - тематический план и литература известны за месяц до его начала, и если вы дотянули до deadline и заболели - можно прислать по электронной почте.

    3. Уважительной причиной является длительная "сплошная" болезнь (более половины от длительности модуля), о которой надо информировать своевременно (а не в день сдачи работ/экзамена).

    4. "Всплытие" на экзамене (зачастую - сразу с письменными работами) с объяснением уважительных причин (действительных или мнимых) 1. "Свежесданные" работы на экзамене не читаются и не оцениваются.

    2. Если возникла причина, кажущаяся Вам уважительной (болезнь, семейные обстоятельства, работа в проектах ГУ-ВШЭ и т.п.) - незамедлительно обсудите ее с преподавателем (во время консультаций и/или по эл. почте).

    5. "Игра" в медицинские и прочие справки (приносятся раз за разом в день сдачи работ, на экзамен, на пересдачу и т.д.) - в надежде перенести итоговый контроль на время ликвидации задолженностей, когда преподавателю "будет недосуг". Другой вариант русской рулетки. Провоцирует стойкие подозрения в нечестной игре, так что сданные работы "попадают под лупу", т.е. проверяются тщательнее обычного, у коллег-преподавателей запрашивается "кредитная история" справконосца за прошлые годы и т.п. 


    Last updated: 12.10.2004