Даниил Цыганков: homepage >> Учебные курсы >>  Политический анализ >> магистры ФГиМУ-2004

Политический анализ

Обязательный курс для 1-го курса магистратуры 
факультета государственного и муниципального управления ГУ-ВШЭ 
(1 модуль 2004/05 уч. года)

Навигация:

  • Аннотация
  • Условия сдачи зачета
  • Типичные "узкие места"
  • Тематический план
  • Программа
  • Литература
  • Список тем эссе
  • Образец оформления эссе

  • Вопросы, предложения и поправки принимаются на специальном форуме

    Новости

    29 сентября 2004 г. 
    В октябре, начиная с 7.10., занятия будут проходить не по вторникам, а по четвергам! Зачет - ориентировочно - 23 октября, сб, с 12.00. 
    21 сентября 2004 г. 
    Занятие 21.9. отменяется из-за болезни преподавателя. Лекции будут возмещены 20 октября, ср, с 18.10 до 21.00.
    9 сентября 2004 г. 
    Опубликована сетевая версия программы. В печатной версии выправлены замеченные опечатки.
    3 сентября 2004 г. 
    Занятия будут проходить по вторникам, с 7 сентября, с 18.10 по 21.00, ауд. 303 на Варшавке, 41. Обратите внимание, что тему эссе надо выбрать не позднее 21 сентября, а сдать его - не позднее 20 октября.
    26 августа 2004 г.
    Сетевая версия программы появится в доступе к 09.09.2004. До того времени можно скачать электронную версию в формате MS Wоrd (164 Kb).
    Аннотация.

    Учебная задача дисциплины

    Данная программа, рассчитанная на 24 часа лекций и 4 часа семинарских занятий, предполагает, во-первых, разбор на лекциях базовых понятий и подходов политического анализа. Во-вторых, студенты обсуждают ряд ключевых понятий на семнарах. В-третьих, итогом изучения данной дисциплины является эссе, где студенты должны проявить индивидуальные способности, опирающиеся на способность работать с источниками не только на русском, но и на иностранных языках. 

    В качестве основного результата работы по курсу «Политический анализ» студенты должны быть способны:

    - владеть знанием базовых подходов, моделей и принципов политического анализа;
    - уметь разрабатывать программу прикладного политико-управленческого исследования и «сконфигурировать» адекватные объекту методики;
    - уметь работать в группе
    - уметь презентовать собранный материал в виде доклада.

    Требования к студентам

    Программа рассчитана на магистров 1-го курса магистратуры факультета государственного и муниципального управления ГУ-ВШЭ. Предполагается знакомство слушателей с социологической и экономической проблематикой в рамках первой ступени высшего образования. Студенты, приступая к изучению данной дисциплины, должны также иметь навыки работы с источниками и рекомендуемой литературой как на русском, так и на иностранных языках, четко формулировать свою собственную точку зрения и отстаивать ее во время дискуссий.
     
     

    Формы контроля и тематика заданий по ним

    • текущий контроль – вопросы для проверки усвоения материала;
    • промежуточный контроль – эссе.
    • итоговый контроль – дифференцированный зачет, оценка за который выставляется с учетом промежуточного контроля, исходя из следующих критериев перевзвешивания баллов:
    Элемент
    Вес
    Посещаемость занятий
    0,10
    Эссе
    0,50
    Зачет
    0,40
    Сумма =
    1,0

    Посещаемость

    Явка на занятия удостоверяется собственноручной подписью. Оценка за посещаемость вычисляется путем проецирования процента посещенных занятий на десятибалльную шкалу согласно следующему правилу. При посещении всех занятий мультипликатор  составляет 10, при пропуске одного без уважительной причины  –  9, двух занятий  – 8, трех занятий  –  7, четырех занятий  –  6, пяти занятий  –  5, шести занятий  – 4. При пропуске 7 занятий и более без уважительной причины мультипликатор равен 0.

    Эссе

    Тему эссе студенты определяют из примерного списка, с условием, что оно является самостоятельным  прикладным анализом того или иного этапа политико-управленческого цикла в разных политиях на базе методологии, изложенной в лекциях. Тему необходимо "зарегистрировать" (на консультации или по эл. почте); эта информация публикуется на сайте и другой студент/ка не может уже взять такую же тему. С другой стороны, тема может быть конкретизировна (видоизменена, предложена другая) по соглашению с преподавателем. Deadline для выбора темы эссе - 19.30 часов MSK 21 сентября 2004 г.; после этого оставшиеся темы распределяются автоматически среди тех, кто не сделал выбора.

    Эссе должно продемонстрировать умение студента/ки сравнивать и анализировать различные аспекты и этапы политико-управленческого цикла, реконструировать сегменты полей политики, бюрократии, экономики и власти, взаимодействия коллективных и индивидуальных актеров и т.д. За своевременно (не позднее 19.30 MSK 19 октября 2004) сданное эссе - максимум 10 баллов, при этом:

    • Аналитическое эссе оценивается максимально в 10 баллов (3 балла – методологическая проработанность, 4 балла - аналитическая убедительность, 2 балла - структурная четкость и логика, 1 балл - оформление).
    • Примерный объем - 2-3 тыс. слов. Интервал - 1,5. Ссылки подстрочные. Кегель – Times New Roman, № 12. 
    • В форс-мажорных обстоятельствах текст может быть прислан преподавателю сначала по электронной почте в формате RTF; рекомендуется использование архиватора ZIP (скачать). Однако проверяться будет только версия, представленная в печатном виде! Скачать образец оформления эссе.
    • На печатной версии студент/ка собственноручной подписью удостоверяет, что данное эссе выполнено им/ею самостоятельно, не содержит «раскавыченного» переложения чужих текстов, банального перевода иностранных источников, а все цитаты приведены корректно и с указанием источников (печатных и/или электронных). Если в ходе проверки будет обнаружен плагиат (любого объема), то работа  автоматически приравнивается к не сданной, то есть проставляется оценка "0".
    • !! Начиная со следующего после deadline календарного дня за каждый начавшийся календарный день просрочки сдачи работы "снимается" 1 балл - вплоть до 0-й оценки.


    Зачет
    Итоговая зачетная оценка формируется путем умножения начисленных баллов за отдельные виды промежуточного контроля на соответствующие веса, затем средневзвешенная оценка округляется до целых единиц, так что если ...

    • Оср = 8, 9, 10, то – «отлично» (пятерка)
    • Оср = 6, 7, то – «хорошо» (четверка)
    • Оср = 4, 5, то – «удовлетворительно» (тройка)
    • Оср = 1, 2, 3, то - «неудовлетворительно» (двойка)
    Зачет, первая пересдача зачета и комиссия проводится по билетам, состоящим из двух вопросов (первый – обсуждение эссе, второй - соответствует темам данного курса). "Попадание" на комиссию не освобождает студента/ку от обязанности представить письменные работы не менее чем за 24 часа до её начала, если это не было сделано до того.
     

    Тематический план

    Дата
    Тема
    Лекция / Семинары (доклады)
    07.09.2004, вт, ауд. 303,
    c 18.10 по 21.00.
    Тема 1: Политико-управленческий цикл
    4 часа лекций: Даниил Цыганков
    14.09.2004, вт, ауд. 303,
    c 18.10 по 21.00.
    Тема 2: Решения и экспертные оценки
    4 часа лекций: Даниил Цыганков
    28.09.2004, вт, ауд. 303,
    c 18.10 по 19.30.
    Тема 3: Реализация политик и использование научного знания
    2 часа лекций: Даниил Цыганков
    28.09.2004, вт, ауд. 303,
    с 19.40 по 21.00.
    Семинар 1 (к теме 2): Решения и экспертные оценки 2 часа семинарских занятий
    07.10.2004, чт, ауд. 303,
    c 18.10 по 21.00.
    Тема 4: Оценивание программ и политик 4 часа лекций: Даниил Цыганков
    09.10.2004, сб, ауд. 303,
    с 13.10 по 16.00.
    Тема 5: Политическое моделирование
    4 часа лекций: Даниил Цыганков
    16.10.2004, чт, ауд. 303,
    с 18.10 по 19.30.
    Тема 6: Сетевой подход
    2 часа лекций: Даниил Цыганков
    16.10.2004, чт, ауд. 303,
    с 19.40 по 21.00.
    Семинар 2 (к теме 4): Оценивание программ и политик 2 часа семинарских занятий
    23.10.2004, чт, ауд. 303,
    с 18.10 по 21.00.
    Тема 7:  Прогнозирование и
    сценариотехники
    4 часа лекций: Даниил Цыганков
    Всего:
    24 часов лекций и 4 часов семинаров

    Cодержание программы

    Тема 1: Политико-управленческий цикл
    Polity - политические рамки действия. Politics - политика как процесс. Policy - содержательный аспект политики. Policy-making (Ласуэлл).

    Аналитическая дифференциация типовых этапов политико-управленческого цикла (policy-cycle): problem perception, agenda setting, policy formulation, decision making, implementation, evaluation, policy reformulation / termination. 

    Тема 2: Решения и экспертные оценки
    Принятие политического решения. Принцип обратной связи в процессе принятия политических решений. Наиболее известные схемы процесса принятия политических решений. Попытки классификации политических решений. 

    Экспертные методы в принятии решений. Очные и заочные. Совещания. Мозговой штурм. Метод Дельфи. Метод ПАТТЕРН. 

    Тема 3: Реализация политик и использование научного знания
    Реализация политик (implementation) как этап policy cycle. Происхождение implementation research. Проблемы реализации федеральных программ на различных уровнях управления (intergovernmental problem).

    «Просачивание» информации, концепций и аргументов в процесс принятия политических решений. Модели взаимодействия политика и ученого – инструментализация, просвещение, взаимное обучение. Research as data, research as ideas, research as argumentation.

    Тема 4: Оценивание программ и политик 
    Оценивание и оценочные исследования программ и политик. Реформистские программы в области жилищной сферы, здравоохранения, борьбы с бедностью, регионального выравнивания как условие институализации policy evaluation. Подходы: экспериментальный, квази-экспериментальный, количественный, case study.

    Три волны в развитии оценивания политики: время реформ, оптимизация бюджетных расходов, внедрение New Public Management.

    Политическое оценивание и политическая диагностика.

    Тема 5: Политическое моделирование 
    Понятие модели. Процесс моделирования. Виды моделей: физические, математические, аналоговые. Формальные и содержательные модели.

    Отдельные примеры политических моделей – модель политического пространства, модель административного рынка, модель гонки вооружений Ричардсона, модель голосования Даунса, модель «воронки причинности», модель «Колеса Тихомирова», одно-субъектные и многосубъектные платежные матрицы. Модели политических процессов (рациональный выбор, democratic transit).

    Тема 6: Сетевой подход
    Основные методологические установки сетевого анализа и понятие политической сети. Основные элементы сетей: число и тип агентов, функции сетей, структура, институализация, правила поведения, отношения власти, стратегии агентов. Анализ сетей и политических полей. 

    Качественные и количественные методы при анализе сетевых структур и функциональных социальных полей. Диалектическая модель политической сети. “Governance without government”: концептуальные подходы к современному политическому руководству. 

    Тема 7: Прогнозирование и сценариотехники 
    Понятие политического прогноза. Различие политических прогнозов и политических проектов. Классификация политических прогнозов по различным основаниям. Глобальное политическое прогнозирование vs. прогнозирование на микроуровне. 

    Нормативные, поисковые и целевые прогнозы. Долго-, средне- и краткосрочное, оперативное прогнозирование политического процесса. Этапы и методы прогнозирования. Факторы, определяющие тип и способы прогнозирования.

    Сценарный метод, его достоинства и области применения. Методика построения сценариев. Сценариотехники и политические решения.
     
     

    Литература:

    Основная литература

    Базовыми учебниками являются: Мангейм Д. Б., Рич Р. К.: Политология. Методы исследования  (М.: изд-во «Весь мир», 1997), Симонов К. В.: Политический анализ (М.: Логос, 2002), а также ридер к мастер-классу проф. Хельмута Вольманна (университет им. Гумбольдта г. Берлина, Германия), проведенному весной 2004 г. на факультете прикладной политологии - "Policy analysis and public policy research in and on Modern Government and public sector reform". 

    !! Нажав кнопку , можно заказать данную книгу в библиотеке ГУ-ВШЭ.

    К теме 1:

    1. Дегтярев А.А. Политический анализ как прикладная дисциплина: предметное поле и направления разработки // Полис, 2004, № 1. С. 154-168.
    2. Dunn W. Public Policy Analysis: An Introduction. Englewood Cliffs, 1994. 
    3. Howlett  M., Ramesh M. Studing Public Policy, Policy Cycles und Subsystems. Toronto, New York, Oxford 1995.
    К теме 2:
    1. Дегтярев А.А. Теория принятия политических решений в структуре социальных и управленческих дисциплин // Полис, 2002, № 2, С. 113-125.
    2. Дегтярев А.А. Методологические подходы и концептуальные модели в интерпретации политических решений // Полис, 2003, № 1, С. 159-170 (часть I); № 2, с. 164-173 (часть II).
    3. Ларичев О.И. Теория и методы принятия решений. - М.: Логос, 2002. 
    4. Литвак Б.Г. Экспертные технологии в управлении. – М., 2004. 
    5. Саати Т. Принятие решений. Метод анализа иерархий. - М., 1993. 
    6. Patton C., Sawicki D. Basic Methods of Policy Analysis and Planning. Englewood Cliffs, 1986.
    7. Quade E. Analysis for Public Decisions. Englewood Cliffs, 1989. 

    8.  
    к теме 3:
    1. Pressman J.L., Wildavsky A. Implementation, Berkeley: University of California Press, 1973.
    2. Wildavsky A. Speaking Truth To Power. The Art And Craft Of Policy Analysis, N.  Brunswick, 1987.
    3. Winter S.C. Implementation Perspectives: Status and Reconsideration, in: Peters, Guy B. and Pierre, Jon (eds.), Handbook of Public Administration, London etc.: Sage, 2003, pp. 212 ff.
    4. Weiss C.H. Policy research: data, ideas or arguments?, in: Wagner, Peter/  Weiss, Carol Hirschorn/ Wittrock, Bjoern/ Wollmann, Hellmut (eds.) 1991, Social Sciences and Modern States, Cambridge: Cambridge University Press, pp. 307 ff.
    к теме 4:
    1. Бачлер Д., Оценка региональной политики в ЕС // Проект Тасис EDRUS 9602 "Региональная политика, направленная на сокращение социально-экономической и правовой асимметрии"
    2. Оценка программ // Проект Института экономики города "Разработка и внедрение методики оценки в практику управления социально-экономическим развитием городов".  (скачать doc-файл, 99 Kb) 
    3. Albaek E. Policy Evalution: Linking Theory to Practice, Aldershot 1995.
    4. Pawson R., Tilley N. Realistic Evaluation, Sage Publications: London etc., 2004. 
    5. Rossi P., Freeman H. Evaluation: A Systematic Approach, 7th ed., Sage Publications: London etc., 2004. 
    6. Wollmann, Hellmut 2003, Evaluation in public-sector reform: Towards a ‘third wave’ of evaluation?, in:  Wollmann, Hellmut (ed.) 2003, Evaluation in Public-Sector Reform, Concepts and Practice in International Perspective, Cheltenham/Northhampton: Edward Elgar, pp. 1-11.
    к теме 5:
    1. Бурдьё П. Дух государства: генезис и структура бюрократического поля. Пер. с фр. / Поэтика и политика. Альманах Российско-французского центра социологии и философии. М.: Институт экспериментальной социологии; СПб.: Алетейя, 1999. С. 125 - 166. 
    2. Плотинский Ю.М. Модели социальных процессов. - М.: Логос, 2001. 
    3. Тихомиров В.Б. «Профессионализм политолога: анализ, принятие решений, управление событиями» // Социально-политический журнал, 1993, №3, С.123 - 128.
    4. Шабров О.Ф. Моделирование политической реальности // Политология: учебник / Отв. ред. В.С. Комаровский. - М.: Изд-во РАГС, 2002. С. 448-461.


    к теме 6:

    1. Сморгунов Л.В. Современная сравнительная политология. - М.: РОССПЭН, 2002. Гл. 4 "Политические сети и сравнительная политология", С. 95-113. 
    2. Knoke D. Political Networks. The Structural Perspective. Cambridge, 1990.
    3. Rhodes R., Marsh D. Policy Network in British Politics. A Critique of Existing Approaches. – Policy Network in British Government. Oxford, 1992.
    4. Boerzel T. Rediscovering Policy Networks as a Form of Modern Governance, in: Journal of European Public Policy, vol. 5, № 2. 


    к теме 7:

    1. Ахрименко А.С. Политическое прогнозирование на российском фоне // Политические науки, 1999, № 1, С. 20-32.
    2. Ахременко А.С. Сценариотехника в аналитическом обеспечении принятия политических решений.
    3. Бестужев-Лада И.В. Социальное прогнозирование. - М., 2001.
    4. Общая и прикладная политология: Учебное пособие. / Под общей редакцией В.И. Жукова, Б.И. Краснова. – М.: МГСУ; Изд-во “Союз”, 1997. Глава ХLVII. Политическое прогнозирование. С. 771-797.
    5. Хогвуд Б., Ганн Л. Политическое прогнозирование // Вестник московского университета. Серия «Социально-политические исследования», 1994, №6, С. 51-63.
    6. Цыгичко В.И. Основы прогнозирования систем. - М.: ФиС, 1986.
    Дополнительная литература

    Журнальные статьи частично имеются в библиотеке ВШЭ, частично доступны через Интернет. К началу мастер-класса будет приготовлен ридер англоязычных текстов.

    К теме 1:

    1. Weimer D., Vining A. Policy Analysis: Concepts and Practice. Englewood Cliffs, 1992.
    2. Истон Д. Категории системного анализа политики, в: Антология мировой политической мысли, т. 2, М. 1997, С. 629-642. 
    3. Anderson J. Public Policymaking. Boston, 2000.
    4. March J. A Primer on Decision Making: How Decisions Happen. New York, 1994.
    к теме 2:
     
    1. Акатова Е.Ю. О качестве политических решений // Телеконференция в КГУ. 2003.
    2. Процесс принятия политических решений  и политическое моделирование: обсуждение 28.06.2001 на семинаре «Полития», Полития: Труды семинара. – М., 2001. С. 56-86.
    3. Синюк В.Г., Котельников А.П., Цветков С.В. Система поддержки принятия решений, основанная на методе анализа иерархий
    4. The Delphi Method. Techniques and Applications / ed. H. Linstone & M. Turoff. Addison-Wesley Publishing Company, 1975. P. 212 – 216.
    к темам 3-4:
    1. Мадер Л., Оценка законодательства - вклад в повышение качества законов //  Международный семинар "Оценка законов и эффективности их принятия" (Рязань, 16-17 декабря 2002 г.): материалы
    2. Миллер Д. Анализ по критерию “затраты-выгоды” // Эффективность государственного управления / Общ. ред. С.А. Батчикова, С.Ю. Глазьева. М., 1998. 
    3. Подколзина И.А. Проблемы дефиниции и оценки политического риска // Вестник Московского ун-та, Сер. 12 "Политические науки", 1996, №5, С. 19-33.
    4. Pollitt, Christopher/ Bouckaert, Geert 2003, Evaluating public management reforms: An international perspective, in: Wollmann, Hellmut (ed.) 2003, Evaluation in Public-Sector Reform, Concepts and Practice in International Perspective, Cheltenham/Northhampton: Edward Elgar, pp. 1 ff.
    5. Wittrock, Bjoern, Social knowledge and public policy: eight models of interaction, in: Wagner, Peter/  Weiss, Carol Hirschorn/ Wittrock, Bjoern/ Wollmann, Hellmut (eds.) 1991, Social Sciences and Modern States, Cambridge: Cambridge University Press, pp. 333 ff.
    6. Wollmann, Hellmut 2003, Evaluation in public-sector reform. Trends, potentials and limits in international perspective, in: Wollmann, Hellmut (ed.) 2003, Evaluation in Public-Sector Reform, Concepts and Practice in International Perspective, Cheltenham/Northhampton: Edward Elgar, pp. 231-258.
    к теме 5:
    1. Замятина Н. Ю. Модели политического пространства // Полис, 1999, № 4, С. 29-41.
    2. Мелешкина Е.Ю., Анохина Н.В. Использование "воронки причинности" для анализа поведения российских избирателей // Полития. №4 (22), Зима 2001/2002. С. 25-43.
    к теме 6:
    1. Rhodes R. Understanding Governance. Policy Network, Governance, Reflexivity and Accountability. Buckingham. 1997.
    2. Kenis P., Schneider V. Policy Networks and Policy Analysis: Scrutinizing a New Analytical Toolbox. – Policy Network: Empirical Evidence and Theoretical Considerations. Frankfurt a. M. 1991.
    3. Boerzel T. Organizing Babylon. On the Different Conceptions of Policy Networks. – Public Administration, 1998, vol. 76, № 2.

    4.  
    к теме 6:
    1. Бестужев-Лада И.В. Перспективы трансформации России: экспертный сценарно-прогностический мониторинг. - М., 1998.
    2. Иудин А.А. Применение методов количественного анализа в социально-политических исследованиях и прогнозировании. - М. 1989.
    3. Задорин И. Экспертный сценарно-прогностический мониторинг: Методологические основания, методика и организационная схема // Вопросы социологии, 1994, № 5, С. 24–36.
    4. Ожиганов Е. Системный кризис власти в СССР: об искусстве прогнозирования политических событий, в: Общественные науки и современность, 1991, №2.
    5. Панарин А.С. Глобальное политическое прогнозирование. - М.: 2002. 
    6. Сидельников Ю. Теория и организация экспертного прогнозирования. - М., 1990.
    Рекомендации по использованию информационных технологий
    1. Обращение к специализированным сайтам - кафедра политанализа ФГУ МГУ, портал Политанализ.Ру, сайт лаборатории моделирования экономико-политических процессов ЦЭМИ РАН.

    2. Обращение к информационным ресурсам, в т.ч.:

    Примерный список тем эссе
     
    Тема эссе  Кто взял
    1 Реформа образования: применение program evaluation-методов Устинова Мария 
    2 Административная реформа: применение program evaluation-методов Пелянева Ольга 
    3 Политические риски: понятие, анализ их, способы снижения Данилова Светлана 
    4 Оценка рисков политических проектов на примере создания Администрацией Президента РФ "отколов" от КПРФ в 1995, 1999 и 2003 гг.
    5 Методы и методики оценки политичсеких рисков Гонов Алексей 
    6 Формальные и неформальные механизмы принятия законодательных решений в Госдуме III-го созыва (1999-2003)
    7 Сравнительный анализ влияния "олигархов" на принятие решений Администрации Президента РФ во время второго срока Б. Ельцина и первого срока В. Путина
    8 Роль бизнеса в принятии политических решений Хакимов Марсель 
    9 Процесс принятия политического решения на примере принятия Государственной Думой РФ Закона "О митингах и демонстрациях"
    10 Мозговая атака в принятии политических решений
    11 Сценариотехника при принятии политических решений
    12 Сценарии энергетической политики "Газпрома" на внутреннем рынке  Балабанова Елена 
    13 Сценарии "развода" ЮКОСа и Сибнефти: политико-экономические аспекты Осипкова Анна 
    14 Информационно-аналитические технологии в структуре выработки и принятия решений: понятие и определения
    15 Государство как субъект принятия политических решений Волкова Анна 
    16 Модель административного рынка у В. Найшуля-С. Кордонского
    17 Элементы теории игр в практике политического аналитика
    18 Применение сетевого подхода к анализу политической ситуации в Швеции (Франции и т.д.)
    19 Расширение ЕС на восток (сетевой подход) Козлова Ольга
    20 Анализ политических сетей на примере Европейской комиссии Коновальцева Оксана
    21 Политическое прогнозирование на макроуровне на примере...
    22 Политическое прогнозирование на микроуровне на примере интеграции Дальнего Востока в Азиатско-Тихоокеанский Регион (АТР) и Северо-Восточную Азию (СВА)
    23 Прогноз процесса укрупнения регионов Российской Федерации до 2008 года
    24  Калининградский анклав: политико-географический анализ Далиев Давлет
    25 "Объединительные проекты" для российских регионов: причины, алгоритм, прогноз устойчивости новых образований (на примере Пермского края) Штина Анастасия

     

    Учиться, учиться и еще раз учиться - как завещал великий Ленин!Типичные "узкие места"

    Здесь сведены типичные заблуждения и ошибки прошлых курсов при чтении докладов, подготовке и сдаче письменных работ, а также - участия в занятиях в целом:
     
    № п/п
    Заблуждение, неверная стратегия
    Комментарий
    1. Легкомысленная оценка ситуации с преподаванием данного курса ("прорвусь на халяву").

    Обращение к требованиям программы накануне сдачи работ (накануне дня зачета, после первой "двойки"), либо полное нежелание с ними знакомиться - даже перед комиссией, и жалобы потом, что "не знал о таких жестких требованиях".

     Незнание закона не освобождает от ответственности. В частности, после "двойки" на комиссии следует автоматическое отчисление ("За Волгой для нас земли нет").
    2. Неверная оценка технических возможностей проверки работ ("все равно читать не будет", "скачаю из сети и слегка подправлю текст", "отсканирую из малотиражного журнала"). 2а. Вероятность "проскочить" гораздо ниже, чем выжить, играя в "русскую рулетку". Если в ходе проверки будет обнаружен плагиат (любого объема), то работа автоматически оценивается как несданная (оценка "0").

    2б. Большинство интернет-источников известно, а новинки (он-лайновые и печатные) - как правило, отслеживаются. Поэтому интернет-источники использовать можно и нужно (сетевая версия программы стремится к тому, чтобы "залинковать" максимальное их количество), НО - в только качестве иллюстраций собственной мысли и/или массива данных для вторичного анализа. 

    3. Превращение реферирования в "монтаж цитат", а самостоятельного анализа - в пересказ чужого анализа (в крайнем случае - комментирование). 3а. Совершенно исключено, чтобы эссе являлись пересказом базовых учебников (Мангейма/Рича, Симонова). Сведения из них, во-первых, используются в лекциях, а, во-вторых, служат докладчику для первичной "ориентировки на местности" - основные понятия, школы, предметные поля и т.д.

    3б. Даже все корректно приведенные цитаты не делают методологическую часть эссе приемлимой. Обратитесь к реферативным сборникам ИНИОНа, чтобы понять отличие реферирования от "монтажа цитат".

    3в. Вторая (аналитическая) часть эссе должно "произвести" новое знание; added value автора должен быть однозначно и выпукло прописан - будь то вторичный анализ уже известных данных, будь то компаративистский анализ, будь то самостоятельное мини-исследование или критика проведенных исследований и т.д.

    4. Сдача работ с опозданием ("deadline устанавливают все преподы, а потом всё равно проверят") 4а. За опоздание вводятся штрафбаллы - чтобы защитить права тех, кто сдал вовремя и готовил работу в напряженных условиях.

    4б. Болезнь в последний день сдачи (вкл. дни перед и/или после него), даже подтвержденная медсправкой,  не защищает от штрафных санкций - на выбор темы/подготовку работы даётся весь модуль, тематический план и литература стоят в открытом Интернет-доступе, и если вы дотянули до deadline и заболели - можно и должно прислать работу по электронной почте.

    4в. Уважительной причиной является длительная "сплошная" болезнь (более половины от календарной длительности модуля), о которой надо все же информировать своевременно (а не в день сдачи работ/экзамена).

    5. "Всплытие" на зачете (зачастую - сразу с письменными работами) с объяснением уважительных причин (действительных или мнимых) 5а. "Свежесданные" работы на экзамене не читаются и не оцениваются.

    5б. Если возникла причина, кажущаяся Вам уважительной (болезнь, семейные обстоятельства, работа в проектах ГУ-ВШЭ и т.п.) - незамедлительно обсудите ее с преподавателем (во время консультаций и/или по эл. почте).

    5в. Исключение по срокам сдачи работ из-за "сгоревших винчестеров", "не работающих принтеров", "вирусных атак", "не приаттачиваемых файлов", "пробок на дорогах", "противных провайдеров", "других важных экзаменов" и т.п. - не делаются. Риски такого рода несут сами студенты. Сохраняйте все промежуточные версии как минимум на двух носителях данных, закачивайте файлы на свою почту, посылайте их друзьям, выезжайте заранее, смените провайдера, оптимизируйте свой time-line  и т.п.

    6. "Игра" в медицинские и прочие справки (приносятся раз за разом в день сдачи работ, на экзамен, на пересдачу и т.д.) - в надежде перенести итоговый контроль на время ликвидации задолженностей, когда преподавателю "будет недосуг". Другой вариант русской рулетки. Провоцирует стойкие подозрения в нечестной игре, так что сданные работы "попадают под лупу", т.е. проверяются тщательнее обычного, у коллег-преподавателей запрашивается "кредитная история" справконосца за прошлые годы, проверяется соответствие справки «Перечню документов, которые могут быть представлены студентом в качестве оправдательного документа в случае пропуска им аудиторных занятий …» (Приложение № 1 к "Положению о формах контроля знаний студенов" от 31.10.2003 г.) 


    Last updated: 17.10.2004