Даниил Цыганков: homepage >> Учебные курсы >>  Политический анализ-2 >> бакалавры-2004

   Надоело как-то мышкам, что их все обижают. Пошли они к  филину за советом. 
     - А вы станьте ежиками, - предложил филин,  - у них иголки, их никто не трогает. 
  Двинулись было мышки домой, как одной вступило: 
     - Послушай, филин, а как же нам ежиками стать? 
     - Знаете что, ерундой-то меня  не грузите. Я стратегией занимаюсь.

(Cтарый анекдот о главном)
Политический анализ-2
(Подходы и методы политанализа)
 

Обязательный курс для 2-го курса бакалавриата факультета прикладной политологии ГУ-ВШЭ 
(4 и 5 модуль 2003/04 уч. года)

Навигация:

Вопросы, предложения и поправки принимаются по электронной почте:

Новости

13 сентября 2004 г. 
Комиссия для М. Заржицкой состоится 16 сентября, в 15.00. № ауд. уточнит учебная часть бакалавриата.
09 сентября 2004 г. 
Пересдача для М. Заржицкой состоится 13 сентября в 16.40 (работа д.б. прислана не позднее 18.00 11 сентября в ауд. 618.

Комиссия для А. Дорофеева и Д. Копосова состоится 16 сентября, в 15.00. № ауд. уточнит учебная часть бакалавриата.

03 июля 2004 г. 
Опубликованы результаты экзамена 2-3.07.03 в виде сводной таблицы

Не явившиеся на экзамен, а также те, кто получил неудовлетворительную оценку (Павленко, Веселов, Дорофеев, Заржицкая, Копосов), должны ликвидировать свою задолженность в сентябре 2004 г. К ним предъявляются следующие требования: 

  • задолжники должны предоставить не позднее 18.00 часов 3 сентября 2004 г. письменные работы (реферат и эссе) Д.Б. Цыганкову в печатном виде;
  • Работы сдавать на кафедру прикладной политологии (каб. 618 на Кочновском);
  • Пересдача будет проходить между 7 и 13 сентября 2004 г. в форме обсуждения письменных работ. О месте и времени вас известит учебная часть;
  • Получившие неудовлетворительную оценку должны представить обе печатных работы заново и на новую тему. Работы, в которых будут обнаружен плагиат, будут приравнены к несданным;
  • За каждый календарный день задержки со сдачей работ после 3 сентября 2004 г. будет начисляться по два штрафбалла. Поскольку для переписки работ предоставляется двf месяца (04.07. - 03.09.2004), то медицинские справки (за исключением "сплошной" болезни) в качестве уважительной причины восприняты не будут. 
[Данная информация размещена также на доске объявлений учебной части ФПП]
22 июня 2004 г. 
Контрольная для пропустивших переписывание 15 мая (Компасов, Кочурков, Заржицкая) будет переписываться 2 июля, пт, с 11.30 по 12.00 в ауд. 522 (т.е. ДО начала экзамена у 241 группы).

Опубликована таблица итогового рейтинга за данный курс. Проставлены предварительные оценки за контрольную. Показ контрольных работ с правом на аппеляции - во время экзамена!!

Что касается посещаемости - просьба предъявить медицинские справки за пропуски не позднее 25 июня; далее расчет будет проводиться без их учета.

21  июня 2004 г. 
У группы 241 семинар переносится с 22 июня на 24 июня, чт: 15.10-16.30, ауд. 124.
14 июня 2004 г. 
Экзамен будет проходить 2 и 3 июля с.г. по-группно, в ауд. 522, согласно следующим спискам (скачать как MS Word-файл). Пожалуйста, подходите согласно указанной в них разбивке!
20 мая 2004 г.
Завершено распределение тем эссе среди студентов, не выбравших их к истечению deadline (17 мая с.г.). В списке их фамилии помечены красным цветом. Распределение носит обязательный характер, темы более не корректируются, так что и эссе на другие темы будут восприняты как несданные.

При формировании списка были изменены темы у трех человек из гр. 242 (Рубин, Фалько, Сенкевич), которые зарегистрировали их вне привязки (даже условной) к темам своих докладов-рефератов. Им направлены уведомления по эл. почте.

30 апреля 2004 г. 
Контрольная по мастер-классу проф. Вольмана (для пропустивших 13-16 апреля) будет проходить 15 мая 2004, сб, ауд. 101, в 16.30 (сразу после моей лекции):

гр. 241
1. Буриан П.Э.
2. Компасов И.К.
3. Оськин Я.А.
4. Рудь Е.С.

гр. 242
1. Кочурков Н.Н.
2. Македонская М.М.*

гр. 243
1. Дорофеев А.С.
2. Заржицкая М.В.
3. Копосов Д.А. 

!! Пропустившие должны до начала контрольной представить справки (копии), подтверждающие уважительность причины, по которой они пропустили основной поток 13 или 16 апреля с.г.

29 апреля 2004 г.
Занятия по курсу в 5-м модуле начинаются 14 мая (семинары 3-2 у всех групп). Обратите внимание, что лекции 7 июня (пн) не будет; это время будет возмещено 15 мая (сб)!

Консультации будут проходить (комн. 509 б) следующим образом:
по пт (14.05. - 25.06.2004 г.) - с 16.30 до 18.00 часов.
по пн (17.05. - 31.05., 14.06. и 21.06.2004 г.) - с 16.30 до 18.00 часов.

25 апреля 2004 г.
Примерный список тем эссе переформатирован в сводную таблицу, так чтобы можно было отслеживать - кто какую тему выбрал. Просьба тем студентам, кто писал мне до сего момента с просьбой "зарегистрировать"  темы их эссе, проверить - попали ли Вы в сводную таблицу.
 
Напоминаю, что deadline для выбора темы эссе - 17 мая 2004 г. 18.00 часов МSK; после этого оставшиеся темы распределяются автоматически среди тех, кто не сделал выбора - в прявязке к темам их докладов-рефератов.
16 апреля 2004 г. 
Студенты, пропустившие контрольную по уважительной причине, смогут переписать ее после 11 мая (дата будет уточнена дополнительно). Также в мае будут объявлены результаты контрольной  и будет произведен показ работ.

В связи с истечением срока выбора тем, следующие доклады (и темы рефератов) расписаны автоматически (что носит принудительный характер):

гр. 242, семинар 6
доклад № 1 (колич.): Кочурков Н. & Павленко П. & Фалько А.

гр. 243, семинар 3-1 (23 апреля 2004 !!)
доклад № 1 (политрешения): Дорофеев А. & Копосов Д.

10 апреля 2004 г. 
Контрольная по мастер-классу проф. Вольманна будет проходить по-группно, согласно следующим спискам (скачать как MS Word-файл). Пожалуйста, подходите точно к началу раздачи вариантов и согласно указанной в ней разбивке! На контрольную дается 30 минут (3 открытых вопроса).
9 апреля 2004 г. 
Запущен Интернет-проект "Политанализ.Ру", на котором публикуются материалы, весьма полезные в качестве дополнительной литературы при подготовке письменных работ.
31 марта 2004 г. 
Выбравшие тему доклада (семинары 2-9) могут уведомить об этом меня также по электронной почте, а не только на консультации.  После этого их фамилии попадают в тематический план. Deadline для выбора темы доклада - 13.04.04. Затем доклады будут распределены автоматически.

Предполагается, что один доклад готовится вдвоем (как исключение - втроем). К одному семинару возможнен один доклад, как исключение - два доклада (суммарная продолжительность для группы: 50 минут на трех содокладчиков, 40 - на двух + остальное время -  вопросы/дискуссия), конкретная спецификация темы - по согласованию со мной. Каждый докладывает каждый свою часть, текст сдается либо отдельно (текст оценивается раздельно по сдавшим), либо вместе (но тогда указывайте, кто за какую часть "отвечает"). Зачастую это зависит как от темы и дизайна презентации - можно ли в принципе структурировать доклад, либо - он единое целое, так и от степени "координации" после доклада.

27  марта 2004 г.
4 лекционных часа, "выпавших" 22 марта, будут возмещены 16 апреля с 15.10 до 18.00, ауд. 124. Будет представлена тема 4 - "Политические решения. Экспертные методы в принятии решений". 
14 марта 2004 г. 
Размещен тематический план. Сетевая версия списка литературы будет постоянно пополняться новыми титулами; по сравнению с бумажной версией (скачать в zip-формате) они будут помечены []. Рекомендуется также обращаться к виртуальной библиотеке кафедры политанализа ФГУ МГУ, сайту лаборатории моделирования экономико-политических процессов ЦЭМИ РАН и пользоваться электронными ресурсами библиотеки ГУ-ВШЭ.

Обратите внимание, что в 4-м модуле лекции начинаются у всего потока 15 марта 2004 г. (понедельники, ауд. 101, с 10.30 по 13.30), а семинары - 30 марта (группы 241 и 242, вторники, ауд. 522 и 446 соответственно) и 2 апреля (группы 243, пятницы, ауд. 215). Для мастер-класса проф. Вольманна - отдельное расписание!

Консультации будут проходит в комн. 509 б (Российско-Германский центр политических наук) в следующее время:
по пн (22.03. - 12.04. и 26.04.2004 г.) - с 16.30 до 18.00 часов.
по вт (06.04. - 27.04.2004 г.) - с  16.30 до 18.00 часов.

Кроме того, в любое время можно обратиться ко мне по электронной почте, и рассчитывать на ответ в течение трех рабочих дней.

10 февраля 2004 г.
Хельмут Вольман, мастер-класс на ф-те прикл. политологии ГУ-ВШЭ (май 2002)С 5 по 10 апреля 2004 года, в рамках курса "Политический анализ-2" пройдет 10-часовой мастер-класс проф. Хельмута Вольманна (университет им. Гумбольдта г. Берлина, Германия) - "Policy analysis and public policy research in and on Modern Government and public sector reform", замещающий лекции и семинары по темам 5 и 6.

План мастер-класса:

Лекции (5 апреля – 10.30-13.30, 8 апреля – 15.10-16.30, 9 апреля – 12.10 – 13.30)

1. Approaches and variants of policy analysis and public policy research -  an introduction ( 2 часа)

2. Evaluation and evaluation research of policies and programs (4 часа)

2a.   Development in the international context
2b.  Experimental, quasi-experimental and quantitative approaches
2c.  Case study approaches
3. Implementation research (2 часа)

Семинары (10 апреля, сб, три группы по 2 часа)
10.30-11.50, гр. 241
Evaluation in public sector reform - towards a "third wave" of evaluation?

12.10-13.30, гр. 242
Performance measurement and performance management in action: the (centralist) case of Best Value-regime in Britain versus the (decentralist) approach in Sweden.

13.40-15.00, гр. 243
Policy consulting and advice, knowledge utilization and learning in politics and administration.

Естественно, в субботу можно присутствовать на всех трех семинарах. 

К началу мастер-класса будет приготовлен ридер англоязычных текстов. Рабочий язык – английский; после содержательных промежутков – краткое summary на русском языке. Вопросы возможно задавать на русском, английском, немецком, французском.

По итогам мастер-класса будет проведена контрольная (конец апреля 2004), являющаяся одним из компонентов экзаменационной оценки!

Мастер-класс также открыт для других студентов, аспирантов и преподавателей ГУ-ВШЭ, а также других московских вузов. Единственная просьба - зарегистрироваться до 21 марта по по электронной почте, чтобы оценить количество материалов для размножения.

11 декабря 2003 г.
Сетевая версия программы появится в доступе к 14.03.2004. До того времени можно посмотреть на сетевую версию для 3-го курса. В основном, темы останутся, но будет существенно расширено количество аудиторных часов: 20 лекционных и 8 семинарских в 4-м модуле; 24 лекционых и 18 семинарских в 5-м модуле; всего 70 вместо 36 по старому учебному плану.
Аннотация.

Курс разбивается на две неравные части. В первой части ("Технократические" подходы в политанализе) рассматривается англосаксонская, в первую очередь - американская, традиция политанализа: ПА как анализ решений государственных органов, направленный на их оптимизацию (Public Policy Analysis).

Во второй части ("Гуманитарные" подходы в политанализе) - рассматривается континентальная, в первую очередь - французская, традиция политанализа: ПА как социоанализ решений/событий, направленных на сохранение или трансформацию отношений силы в поле власти (Political analysis).

Обе части объединяет понимание того, что методология различных исследовательских практик политанализа возникает на пересечении теоретических традиций/парадигм и методик/техник. Тем самым, у студентов формируется целостное видение соответствующей проблематики, отдельные аспекты которой были или будут рассмотрены в специальных курсах со следующей проблематикой: «Методика и техника социологических исследований», «Связи с общественностью», «Политическое консультирование», «Политическая реклама», «Организация и проведение избирательных компаний», «Политическая география», «Математические методы в политологии» и т.д. 

Этот курс относится к направлению, развиваемого в рамках международного сотрудничества факультета прикладной политологии и его преподавание имеет также характер интеграции требований российских и западных образовательных стандартов.

Требования к студентам

Программа рассчитана на бакалавров 2-го курса факультета прикладной политологии ГУ-ВШЭ. Предполагается знакомство слушателей с политологической, социологической и философской проблематикой в рамках учебных курсов, читаемых на первых двух курсах факультета. Студенты, приступая к изучению данной дисциплины, должны также иметь навыки работы с источниками и рекомендуемой литературой как на русском, так и на иностранных языках, четко формулировать свою собственную точку зрения и отстаивать ее во время дискуссий.

Учебная задача дисциплины

Данная программа, рассчитанная на 44 часа лекций и 26 часов семинарских занятий (4 модуль: 20+8 часов, 5 модуль: 24+18 часов), предполагает, во-первых, разбор на лекциях базовых понятий политического анализа. Во-вторых, начиная со 4-й недели занятий, лекционные часы чередуются с семинарскими, на которых студенты выступают с докладами, которые представляют из себя групповые работы по темам курса. После докладов предполагается дискуссия и вопросы докладчикам, которые должны продемонстрировать умение последних защищать свою позицию. В-третьих, итогом изучения данной дисциплины является эссе, где студенты должны проявить индивидуальные способности, опирающиеся на способность работать с источниками не только на русском, но и на иностранных языках. В-четвертых, в середине курса предусмотрен письменный контроль (тест/контрольная), ставящий целью текущую проверку полученных знаний.

Цель данного курса – раскрыть студентам горизонты методологии, позволяющей переходить от достаточно абстрактных политических моделей к прикладным, эмпирическим методам - качественным (интервью, фокус-группы, проективные тесты), количественным (холл-тесты, телефонные и face-to-face опросы, обработка: SPSS, Excel), политической географии на базе электронных карт MapInfo, креативного PR и медиа-планирования, политическое прогнозирование, моделирование и принятие решений.
 

Формы контроля и тематика заданий по ним

  • текущий контроль – вопросы для проверки усвоения материала;
  • промежуточный контроль – доклады, эссе, тест/контрольная.
  • итоговый контроль – экзамен (в 5-м модуле), оценка за который выставляется с учетом промежуточного контроля, исходя из следующих критериев перевзвешивания баллов:
Элемент
Вес
Посещаемость семинаров и мастер-класса
0,10
Доклад (групповой) в форме Power Point-презентации
0,20
Реферат (индивидуально оформленная часть доклада)
0,15
Контрольная работа
0,15
Аналитическое эссе
0,40
Экзамен: собеседование по письменным работам (может влиять на их оценку)
0,00
Сумма =
1,0

Посещаемость

Явка на занятия удостоверяется собственноручной подписью. Оценка за посещаемость семинаров вычисляется путем проецирования процента посещенных занятий на десятибалльную шкалу согласно следующему правилу. При посещении всех семинарских занятий и мастер-класса проф. Вольманна (13+5=18) мультипликатор составляет 10, при пропуске одного без уважительной причины  –  9, двух занятий  – 8, трех занятий  –  7, четырех занятий  – 6, пяти занятий  –  5, шести занятий  – 4. При пропуске 7 занятий и более без уважительной причины мультипликатор равен 0.

Доклад/реферат

Тема реферата (доклада) соответствует темам 2-14 программы данного курса и должна быть заранее конкретизирована по соглашению с преподавателем (на консультации или по эл. почте). Deadline для выбора темы - 5 апреля2004 г.; после этого оставшиеся темы распределяются автоматически среди тех, кто не сделал выбора.

За надлежащий вклад в доклад студент получает максимально 10 баллов, за своевременно (не позднее, чем через 14 календарных дней после дня доклада, к 18.00 MSK дня deadline; исключение составляют лишь докладчики, "выступающие" 15.06.-25.06.: они сдают работы сразу после доклада)  сданный реферат на базе доклада -  максимум 10 баллов, при этом:

  • Устная часть (доклад) оценивается максимально в 10 баллов (3 - содержательная полнота и структурная четкость, 3 - логика и "привязка" к политанализу/"монтаж" со смежными методами, 4 - презентация и ответы на вопросы аудитории);
  • Письменное оформление доклада (1-e эссе) оценивается максимально в 10 баллов (4 - содержание, 4 - структурная четкость и логика, 2 - оформление).
  • Примерный объем реферата (на базе доклада) - 2-3 тыс. слов на человека. Интервал - 1,5. Ссылки подстрочные. Кегель – Times New Roman, № 12. 
  • В форс-мажорных обстоятельствах текст может быть прислан преподавателю сначала по электронной почте в формате RTF; рекомендуется использование архиватора ZIP (скачать). Однако проверяться будет только версия, представленная в печатном виде! Скачать образец оформления реферата.
  • На печатной версии студент/ка собственноручной подписью удостоверяет, что данный реферат выполнен им/ею самостоятельно, не содержит «раскавыченного» переложения чужих текстов, а все цитаты приведены корректно и с указанием источников (печатных и/или электронных). Если в ходе проверки будет обнаружен плагиат (любого объема), то работа  автоматически приравнивается к не сданной, то есть проставляется оценка "0".
  • !! Начиная со следующего после deadline календарного дня за каждый начавшийся календарный день просрочки сдачи работы "снимается" 1 балл - вплоть до 0-й оценки. "Льгота" для докладчиков "после 15 июня" действует только в том случае, если доклады будут фактически сделаны. В противном случае (независимо от причины), отсчет deadline  будет вестись от 15.06.2004 !
  • Аналитическое эссе

    Тему эссе студенты определяют из примерного списка, с условием, что оно является самостоятельным прикладным анализом (case study) на базе методологии, изложенной в докладе (реферате). Тему необходимо "зарегистрировать" (на консультации или по эл. почте); эта информация публикуется на сайте и другой студент/ка не может уже взять такую же тему. С другой стороны, тема может быть конкретизировна (видоизменена, предложена другая) по соглашению с преподавателем. Deadline для выбора темы эссе - 18.00 часов MSK 17 мая 2004 г.; после этого оставшиеся темы распределяются автоматически среди тех, кто не сделал выбора.

    Эссе должно продемонстрировать умение студента/ки сравнивать и анализировать различные аспекты политического процесса, реконструировать сегменты полей политики, экономики и власти, взаимодействия коллективных и индивидуальных актеров и т.д. За своевременно (не позднее 18.00 MSK 15 июня 2004; исключение составляют лишь докладчики, "выступающие" на семинарах 18.06.-25.06.04: они сдают и реферат, и эссе сразу после доклада) сданное эссе - максимум 10 баллов, при этом:

    • Аналитическое эссе оценивается максимально в 10 баллов (6 баллов - аналитическая убедительность, 3 балла - структурная четкость и логика, 1 балл - оформление).
    • Примерный объем - 2-3 тыс. слов. Интервал - 1,5. Ссылки подстрочные. Кегель – Times New Roman, № 12. 
    • В форс-мажорных обстоятельствах текст может быть прислан преподавателю сначала по электронной почте в формате RTF; рекомендуется использование архиватора ZIP (скачать). Однако проверяться будет только версия, представленная в печатном виде! Скачать образец оформления эссе.
    • На печатной версии студент/ка собственноручной подписью удостоверяет, что данное эссе выполнено им/ею самостоятельно, не содержит «раскавыченного» переложения чужих текстов, банального перевода иностранных источников, а все цитаты приведены корректно и с указанием источников (печатных и/или электронных). Если в ходе проверки будет обнаружен плагиат (любого объема), то работа  автоматически приравнивается к не сданной, то есть проставляется оценка "0".
    • !! Начиная со следующего после deadline календарного дня за каждый начавшийся календарный день просрочки сдачи работы "снимается" 1 балл - вплоть до 0-й оценки. "Льгота" для докладчиков "после 15 июня" действует только в том случае, если доклады будут фактически сделаны. В противном случае (независимо от причины), отсчет deadline  будет вестись от 15.06.2004 !


    Контрольная работа
    Проводится по-группно, по итогам мастер-класса проф. Вольманна: как минимум два различных варианта Х три вопроса различной сложности, которые требуют развернутых ответов.

    Экзамен
    Итоговая экзаменационная оценка формируется путем умножения начисленных баллов за отдельные виды промежуточного контроля на соответствующие веса, затем средневзвешенная оценка округляется до целых единиц, так что если ...

    • Оср = 8, 9, 10, то – «отлично» (пятерка)
    • Оср = 6, 7, то – «хорошо» (четверка)
    • Оср = 4, 5, то – «удовлетворительно» (тройка)
    • Оср = 1, 2, 3, то - «неудовлетворительно» (двойка)
    Экзамен и первая пересдача экзамена проводятся в форме собеседования по письменным работам. Комиссия (= вторая и последняя пересдача экзамена) проводится в сентябре 2004 г. по билетам, состоящим из двух вопросов, соответствующим темам данного курса. "Попадание" на комиссию не освобождает студента/ку от обязанности представить письменные работы не менее чем за 24 часа до её начала, если это не было сделано до того.
     

    Общие рекомендации

    Определитесь сразу, на какую оценку Вы "нацеливаетесь". Из опыта прошлых лет полученные оценки соответствовали примерно следующим инвестициям времени и знаний:

            "пятерка" (9,10) - 

    • посещение не менее 95-100 % занятий;
    • сделать блестящий доклад на семинаре, с привлечением дополнительной и самостоятельно найденной литературы/данных и свободно отвечать на вопросы по нему, подготовить дополнительные раздаточные материалы;
    • вовремя сдать связные, доказательные письменные работы, с привлечением дополнительной литературы из списка / найденной самостоятельно, с отчетливо видимым вкладом в реферирование (не "монтаж цитат"!) и анализирование (а не пересказ, комментарий !) массива данных.
    • написать контрольную работу (тест) не ниже, чем на 9-10 баллов;
    • активно участвовать в семинарах.
            "пятерка" (8) - 
    • посещение не менее 85-90 % занятий;
    • сделать очень хороший доклад на семинаре, с привлечением дополнительной литературы/данных и уверенно отвечать на вопросы по нему;
    • вовремя сдать связные, доказательные письменные работы, с привлечением дополнительной литературы из списка / найденной самостоятельно, с отчетливо видимым вкладом в реферирование и анализирование массива данных.
    • написать контрольную работу (тест) не ниже, чем на 8 баллов.
    "четверка" (6,7) - 
    • посещение не менее 75-80 % занятий;
    • сделать хороший доклад на семинаре и не теряться, когда ставят вопросы по нему;
    • вовремя сдать крепкие письменные работы, с привлечением основной и некоторой дополнительной литературы из списка.
    • написать контрольную работу (тест) не ниже, чем на 6-7 баллов.
            "тройка" (4,5) -
    • посещение не менее 55-65 % занятий;
    • сделать доклад, искользуя основную (но не банальный пересказ базового учебника!) литературы;
    • вовремя сдать письменные работы, с привлечением основной литературы из списка, однако не представляющие из себя пересказ или монтаж цитат из базовых учебников по курсу;
    • написать контрольную работу (тест) не ниже, чем на 4-5 баллов.

    Тематический план курса

     
    Дата
    Тема
    Лекция / Семинары (доклады)
     

    Раздел I: Технократические подходы в политанализе
    07.09.2004, вт, ауд. 303,
    c 18.10 по 21.00.
    Тема 1: Политико-управленческий цикл
    4 часа лекций: Даниил Цыганков
    14.09.2004, вт, ауд. 303,
    c 15.10 по 16.40.
    Тема 2: Политические решения. Экспертные методы в принятии решений 4 часа лекций: Даниил Цыганков
    30.03.2004, вт

    группа 241: с 13.40 по 15.00, ауд. 522.

    группа 242: с 10.30 по 11.50, ауд. 446.

    02.04.2004, пт
    группа 243: с 10.30 по 11.50, ауд. 215.
     

    Семинар 1 (к теме 3): Ситуационный анализ [групповая работа]

    «Калининградский вопрос» с точки зрения policy-цикла

    Реформа образования с точки зрения policy-цикла

    Административная реформа с точки зрения policy-цикла

    2 часа семинарских занятий

    группа 241
     

    группа 242
     

    группа 243
     

    05.04.2004, пн, ауд. 101,
    c 10.30 по 11.50.
    Тема 5-1: Approaches and variants of policy analysis and public policy research
    2 часа лекций: Hellmut Wollmann
    05.04.2004, пн, ауд. 101,
    c 12.10 по 13.30.
    Тема 5-2a: Evaluation and evaluation research of policies and programs. Development in the international context
    2 часа лекций: Hellmut Wollmann
    08.04.2004, чт, ауд. 125,
    c 15.10 по 16.30.
    Тема 5-2b&c: Evaluation and evaluation research of policies and programs. Experimental, quasi-experimental and quantitative approaches.  Case study approaches. 2 часа лекций: Hellmut Wollmann
    09.04.2004, пт, ауд. 125,
    c 12.10 по 13.30.
    Тема 6: Policy impementation 2 часа лекций: Hellmut Wollmann
    10.04.2004, сб, ауд. 446,

    группа 241: с 10.30 по 11.50.
     

    группа 242: с 12.10 по 13.30.
     
     

    группа 243: с 13.40 по 15.00.

    Семинар 2-1 (к темам 5-6):

    Evaluation in public sector reform - towards a "third wave" of evaluation?
     

    Performance measurement and performance management in action: the (centralist) case of Best Value-regime in Britain vs. the (decentralist) approach in Sweden.

    Policy consulting and advice, knowledge utilization and learning in politics and administration.
     

    2 часа семинарских занятий: Hellmut Wollmann

    группа 241
    Кузнецова К. & Давыдова Е.
     

    группа 242
     
     
     

    группа 243
     

    13.04.2004, вт
     

    группа 241: с 13.40 по 15.00, ауд. 522.

    группа 242: с 10.30 по 11.50, ауд. 446.

    16.04.2004, пт
    группа 243: с 10.30 по 11.50, ауд. 215.

    Семинар 2-2 (к темам 5-6): Политическое оценивание и реализация решений Контрольная
     

    группа 241
     

    группа 242
     

    группа 243
     

    20.04.2004, вт
     

    группа 241: с 13.40 по 15.00, ауд. 522.

    группа 242: с 10.30 по 11.50, ауд. 446.

    23.04.2004, пт
    группа 243: с 10.30 по 11.50, ауд. 215.

    Семинар 3-1 (к теме 4): Политические решения 
    2 часа семинарских занятий
     

    группа 241
    доклад № 1: Савицкий С. & Изгалина Л.

    группа 242
    доклад № 1: Сергеева А. & Роткина Е. & Габдурахманова А.

    группа 243
    доклад № 1: Дорофеев А. & Копосов Д.

     
    5-й модуль
     
    14.05.2004, пт

    группа 241: с 13.40 по 15.00, ауд. 522.

    группа 242: с 15.10 по 16.30, ауд. 522.

    группа 243: с 12.10 по 13.30, ауд. 522.

    Семинар 3-2 (к теме 4): Экспертные методы в принятии решений
    2 часа семинарских занятий

    группа 241
    доклад № 2: Калиновская М. & Картузова Н. 

    группа 242
    доклад № 2:  Мизяева А. & Бубукина А.

    группа 243
    доклад № 2: Измайлова Т. & Кириллова Ю. & Тарасова Е. 

    15.05.2004, сб, ауд. 101,
    c 13.40 по 15.00.
    Тема 7: Политическое моделирование 2 часа лекций: Даниил Цыганков
    15.05.2004, сб, ауд. 101,
    c 15.10 по 16.30.
    Тема 8: Сетевой подход в политанализе 2 часа лекций: Даниил Цыганков
    17.05.2004, пн, ауд. 101,
    c 12.10 по 15.00.
    Тема 9: Политическое прогнозирование и сценариотехника 4 часа лекций: Даниил Цыганков
    21.05.2004, пт

    группа 241: с 13.40 по 15.00, ауд. 522.

    группа 242: с 15.10 по 16.30, ауд. 522.

    группа 243: с 12.10 по 13.30, ауд. 522.

    Семинар 4-1 (к теме 7): Политическое моделирование 2 часа семинарских занятий

    группа 241
    доклад № 1: Логачева М. & Коробова Е. & Пустарнакова Е. 

    группа 242
    доклад № 1: Михеев А. & Рубин А.

    группа 243
    доклад № 1:  Быков О.  & Федюнина Я.
     

     

    Раздел II: 

    "Гуманитарные" подходы в политанализе
    24.05.2004, пн, ауд. 101,
    c 12.10 по 15.00.
    Тема 10: Особенности применения количественных и качественных методов в политанализе 4 часа лекций: Даниил Цыганков
    28.05.2004, пт

    группа 241: с 13.40 по 15.00, ауд. 522.

    группа 242: с 15.10 по 16.30, ауд. 522.
     

    группа 243: с 12.10 по 13.30, ауд. 522.

    Семинар 4-2 (к теме 8): Сетевой подход в политанализе 2 часа семинарских занятий

    группа 241
    доклад № 1: Смирнова М. & Уварова М.

    группа 242
    доклад № 1: Конопкина Е. &  Воробьев А. &  Маршаков В.

    группа 243
    доклад № 1: Садовская И. & Коллегова А.
     

    31.05.2004, пн, ауд. 101,
    c 12.10 по 15.00.
    Тема 11: Политическая и электоральная география 4 часа лекций: Даниил Цыганков
    04.06.2004, пт

    группа 241: с 13.40 по 15.00, ауд. 522.

    группа 242: с 15.10 по 16.30, ауд. 522.

    группа 243: с 12.10 по 13.30, ауд. 522.

    Семинар 5-1 (к теме 9): Политическое прогнозирование 2 часа семинарских занятий

    группа 241
    доклад № 1: Нефедова А. & Рудь Е.

    группа 242
    доклад № 1: Панова Е. & Евсина Н.

    группа 243
    доклад № 1: Рузаева А. & Колегов Н.
     

    07.06.2004, сб Лекций нет! Возмещение - 15 мая 2004 (сб)
    11.06.2004, пт

    группа 241: с 13.40 по 15.00, ауд. 522.

    группа 242: с 15.10 по 16.30, ауд. 522.

    группа 243: с 12.10 по 13.30, ауд. 522.

    Семинар 5-2 (к теме 9): Cценариотехники 2 часа семинарских занятий

    группа 241
    доклад № 1: Гаврилов Д. & Компасов И.

    группа 242
    доклад № 1: Пономаренко А. & Пахомова О.

    группа 243
    доклад № 1: Шингарев А. & Галагур Е.
     

    14.06.2004, пн, ауд. 101,
    c 12.10 по 15.00.
    Тема 12: Особенности применения биографического, дискурсивного и контент-анализа в политанализе 4 часа лекций: Даниил Цыганков
    *

    группа 241: 15.06.2004, вт, с 12.10 по 13.40, ауд. 550.

    группа 242: 17.06.2004, чт, с 12.10 по 13.30, ауд. 522.
     
     

    группа 243: 15.06.2004, вт, с 16.40 по 18.00, ауд. 550.
     

    Семинар 6 (к теме 10): Особенности применения количественных и качественных методов в ПА 2 часа семинарских занятий

    группа 241
    доклад № 1: Ланкин А. & Гринь А.
    доклад № 2: Вощинский Г. &  Крюков В.

    группа 242
    доклад № 1 (колич.): Кочурков Н. & Павленко П. & Фалько А.
    доклад № 2 (качественные): Шамоян М. & Вахромеев О.

    группа 243
    доклад № 1: Василенко Е. & Краснюк К. & Меликян М.
     

    18.06.2004, пт

    группа 241: с 13.40 по 15.00, ауд. 522.
     

    группа 242: с 15.10 по 16.30, ауд. 522.
     
     

    группа 243: с 12.10 по 13.30, ауд. 522.

    Семинар 7 (к теме 11): Политическая и электоральная география 2 часа семинарских занятий

    группа 241
    доклад № 1 (полит.): Сысолятина С.  & Охлопков Ю.
    доклад № 2 (электор.): Лаева О. & Борисова Л.

    группа 242
    доклад № 1 (полит.+электор.): Македонская М. & Гоголина О. & Обчева М.

    группа 243
    доклад № 1 (полит.): Григоренко Е.  & Божиевский В.
    доклад № 2 (электор.): Веселов Д. & Лысенко П.
     

    21.06.2004, пн, ауд. 101,
    c 12.10 по 13.30.
    Тема 13: Использование данных медиа-анализа в политанализе 2 часа лекций: Даниил Цыганков
    21.06.2004, пн, ауд. 101,
    c 13.40 по 15.00.
    Тема 14: Интернет и политика 2 часа лекций: Даниил Цыганков
    *

    группа 241: 22.06.2004, вт, с 12.10 по 13.40, ауд. 550.

    группа 242: 24.06.2004, чт, с 12.10 по 13.30, ауд. 522.

    группа 243: 22.06.2004, вт, с 16.40 по 18.00, ауд. 550.

    Семинар 8 (к теме 12): Особенности применения биографического, дискурсивного и контент-анализа в ПА 2 часа семинарских занятий

    группа 241
    доклад № 1 (контент): Яблочкина С.  & Савченко Д.

    группа 242
    доклад № 1 (биограф.): Зуев С. & Скабара С.

    группа 243
    доклад № 1 (контент): Агафьева А. & Браславская Е. & Заржицкая М.
     


    25.06.2004, пт

    группа 241: с 13.40 по 15.00, ауд. 522.
     

    группа 242: с 15.10 по 16.30, ауд. 522.

    группа 243: с 12.10 по 13.30, ауд. 522.

    Семинар 9 (к теме 13): Использование данных медиа-анализа в ПА 2 часа семинарских занятий

    группа 241
    доклад № 1: Оськин Я. & Буриан П.
    доклад № 2: Леонов Д. & Огер М.

    группа 242
    доклад № 1: Авинова Ю. & Сенкевич Ж. 
     

    группа 243
    доклад № 1: Петлин С. & Суслова М.
     

     

    Всего:

    44 часа лекций и 26 часов семинарских занятий

    Cодержание программы

    Тема 1: Представление курса. Стратегии политического анализа: на стыке теоретических традиций и методик/техник

    Методические рекомендации: дизайн исследования, правила подготовки научного текста, логика публичного выступления 

    Cтратегии политического анализа как кластеры, возникшие на пересечении теоретических традиций/парадигм и методик/техник.

    Возможность/рискованность стратегии политического анализа: адекватность/неадекватность тенденциям и соответствие/несоответствие теоретической традиции.

    Тема 2: "Технократические" и "гуманитарные" подходы в политанализе. Knowledge utilization в политике и управлении.

    Политанализ как анализ решений государственных органов (Public Policy Analysis). Cуммирующие, оценивающие (еx-post) и прогнозирующие, планирующие (ex-ante) подходы. 

    Политанализ как социоанализ решений/мероприятий, направленных на сохранение или трансформацию отношений силы в поле власти (Political analysis).

    «Просачивание» информации, концепций и аргументов в политический процесс принятия решений. Research as data, research as ideas, research as argumentation.
     

    Раздел I: "Технократические" подходы в политанализе

    Тема 3: Понятия «politics», «polity» и «policy». Policy-цикл

    Polity - политические рамки действия. Politics - политика как процесс.Policy - содержательный аспект политики.

    Аналитическая дифференциация типовых этапов policy-cycle: problem perception, agenda setting, policy formilation,decision making, implementation, evaluation, policy reformulation / termination.

    Тема 4: Политические решения. Экспертные методы в принятии решений

    Принятие политического решения. Принцип обратной связи в процессе принятия политических решений. Наиболее известные схемы процесса принятия политических решений. Попытки классификации политических решений.

    Очные и заочные методики эспертных решений. Совещания. Мозговой штурм. Метод Дельфи. Метод ПАТТЕРН.

    Темы 5-6: Policy evaluation & implementation (на английском языке)

    Approaches and variants of policy analysis and public policy research. 

    Evaluation and evaluation research of policies and programs. Development in the international context.  Experimental, quasi-experimental and quantitative approaches.  Case study approaches.

    Implementation research.

    Тема 7: Политическое моделирование

    Понятие модели. Виды моделей, используемых в политическом анализе. Отдельные примеры политических моделей – модель политического пространства, модель фальсификации выборов, модель административного рынка.

    Понятия платежной матрицы и ее виды. Примеры использования платежной матрицы в прикладной политологии.

    Тема 8: Сетевой подход в политанализе

    Феномен политических сетей. Основные элементы сетей: число и тип агентов, функции сетей, структура, институализация, правила поведения, отношения власти, стратегии агентов. Анализ сетей и политических полей.

    Адвокатские коалиции. Анализ клик.

    Тема 9: Политическое прогнозирование и сценариотехника

    Понятие политического прогноза. Различие политических прогнозов и политических проектов. Классификация политических прогнозов по различным основаниям. Глобальное политическое прогнозирование vs. прогнозирование на микроуровне.

    Политическое планирование.

    Сценарный метод, его достоинства и области применения. Методика построения сценариев. Сценариотехники и политические решения
     

    Раздел II: "Гуманитарные" подходы в политанализе

    Тема 10: Особенности применения количественных и качественных методов в ПА

    Количественная парадигма: логический позитивизм, навязанное и контролируемое поведение, объективность; отстраненность от данных, редукционистская, гипотетчески-дедуктивная теория, ориентация на состояние; «жесткие» и повторяемые данные, обобщающее исследование множества случаев; предположение стабильной реальности.

    Опросы, их типы и виды. Наблюдение. Экспертиза.

    Качественная парадигма: феноменологизм, естественное и неконтролируемое поведение, субъективность; привязанность к данным, описательная и индуктивная теория, ориентация на процесс; реальные и «глубокие» данные, не обобщающее исследование случая, целостность; предположение динамической реальности.

    Социометрия, тестирование, холл-тесты, фокус-группы.

    Комбинирование методик при проведении избирательной кампании.

    Тема 11: Политическая и электоральная география

    Основные геополитические модели. Применение геополитических идей в военно-стратегическом анализе и планировании.

    Административно-территориальные единицы. Применение методов политической географии в областях местного самоуправления, федеральных отношений и межгосударственной кооперации.

    Электоральная география. Настольная картография на базе MapInfo.

    Тема 12: Особенности применения биографического, дискурсивного и контент-анализа в ПА

    Единицы наблюдения в биографическом, дискурсивном и контент-анализа. 

    Процедуры их проведения; взаимодействие их в прикладном политологическом исследовании.

    Тема 13: Использование данных медиа-анализа в ПА

    Методы исследования политических медиа: мониторинг, дневники, телеметрия. Программы медиапланирования: IMS, Galileo. 

    Основные игроки на российском рынке медиа-исследований, их продукты. Различия в методиках исследования ТВ, радио, прессы и Интернета.

    Тема 14: Интернет и политика

    Логика развития «политического» Интернета в России и на Западе. 

    Основные типы Интернет-присутствия в Рунете. Виды PR-кампаний в Рунете.
     
     

    Литература:

    Основная литература

    Базовыми учебниками являются: Мангейм Д. Б., Рич Р. К.: Политология. Методы исследования  (М.: изд-во «Весь мир», 1997), Симонов К. В.: Политический анализ (М.: Логос, 2002) и Соловьев А.И.: Политология: Политическая теория, политические технологии (М.: Аспект-Пресс, 2001). 

    К теме 1-2:

    1. Артемов Г.П. Политическая социология. – М.: Логос, 2002. Раздел 1.
    2. Дегтярев А.А. Основы политической теории. - М.: Высшая школа, 1998. Главы I и II.
    3. Дегтярев А.А. Политический анализ как прикладная дисциплина: предметное поле и направления разработки // Полис, 2004, № 1. С. 154-168. 
    4. Patton C., Sawicki D. Basic Methods of Policy Analysis and Planning. Englewood Cliffs, 1986.
    5. Weimer D., Vining A. Policy Analysis: Concepts and Practice. Englewood Cliffs, 1992.
    К теме 3:
    1. Albaek, Erik: Policy Evalution: Linking Theory to Practice, Aldershot 1995.
    2. Howlett  M., Ramesh M. Studing Public Policy, Policy Cycles und Subsystems. Toronto, New York, Oxford 1995.
    3. Policy-Analyse: Kritik und Neuorientierung. - Opladen: Westdeutscher Verlag, 1993.
    к теме 4:
    1. Дегтярев А.А. Теория принятия политических решений в структуре социальных и управленческих дисциплин // Полис, 2002, № 2, С. 113-125.
    2. Дегтярев А.А. Методологические подходы и концептуальные модели в интерпретации политических решений // Полис, 2003, № 1, С. 159-170 (часть I); № 2, с. 164-173 (часть II).
    3. Евланов Л. Г. Теория и практика принятия решений. - М., 1984.
    4. Ельмеев В.Я., Овсянников В.Г. Прикладная социология. Очерки методологии. - СПб., 1999. Очерк XII. Экспертный метод в прикладной социологии. 
    5. Ларичев О.И. Теория и методы принятия решений. - М.: Логос, 2002.
    6. Симонов К.В. Политический анализ. - М.: Логос, 2002. Главы 2 и 3.
    7. The Delphi Method. Techniques and Applications / ed. H. Linstone & M. Turoff. Addison-Wesley Publishing Company, 1975. P. 212 – 216.
    к темам 5-6:
    1. Rossi, Peter / Freeman, Howard , 1993, Evaluation: A Systematic Approach,  5th ed., Newbury Park/ London/New Dehli
    2. Pawson, Ray /  Tilley, Nick  1997, Realistic Evaluation, London etc.: Sage.
    3. Pressman, Jeffrey L. /  Wildavsky, Aaron 1973, Implementation, Berkeley: University of California Press.
    4. Winter, Soren C. Implementation Perspectives: Status and Reconsideration, in:  Peters, Guy B. and Pierre, Jon (eds.) 2003, Handbook of Public Administration, London etc.: Sage, pp. 212 ff.
    к теме 7:
    1. Плотинский Ю.М. Теоретические и эмпирические модели социальных процессов. - М.: Изд-во МГУ, 1998.
    2. Качанов Ю.Л. Политическая топология: структурирование политической действительности.-  М.: Ин-т эксперемент. социологии, 1995.
    3. Шабров О.Ф. Моделирование политической реальности // Политология: учебник / Отв. ред. В.С. Комаровский. - М.: Изд-во РАГС, 2002. С. 448-461.


    к теме 8:

    1. Сморгунов Л.В. Современная сравнительная политология. - М.: РОССПЭН, 2002. Гл. 4 "Политические сети и сравнительная политология", С. 95-113.
    2. Rhodes R., Marsh D. Policy Network in British Politics. A Critique of Existing Approaches. – Policy Network in British Government. Oxford. 1992.
    3. Boerzel T. Rediscovering Policy Networks as a Form of Modern Governance, in: Journal of European Public Policy, vol. 5, № 2. 
    к теме 9:
    1. Ахременко А.С. Сценариотехника в аналитическом обеспечении принятия политических решений.
    2. Бестужев-Лада И.В. Социальное прогнозирование. - М., 2001.
    3. Впереди XXI век: перспективы, прогнозы, футурологи. Антология современной классической прогностики 1952-1999. / сост. И.В. Бестужев-Лада. - М., 2000. 
    4. Общая и прикладная политология: Учебное пособие. / Под общей редакцией В.И. Жукова, Б.И. Краснова. – М.: МГСУ; Изд-во “Союз”, 1997. Глава ХLVII. Политическое прогнозирование. С. 771-797.
    5. Хогвуд Б., Ганн Л. Политическое прогнозирование // Вестник московского университета. Серия «Социально-политические исследования», 1994, №6, С. 51-63.
    6. Цыгичко В.И. Основы прогнозирования систем. - М.: ФиС, 1986.
    к теме 10:
    1. Мангейм Д. Б., Рич Р. К.: Политология. Методы исследования. - М.: изд-во «Весь мир», 1997. Главы 5-8, 12-16.
    2. Тюрин Ю.Н., Макаров А.А. Анализ данных на компьютере. - М.: ИНФРА-М, Финансы и статистика, 3-е изд., 2002.
    3. Шереги Ф.Э. Социология политики: прикладные исследования. - М.: Центр социального прогнозирования, 2003. Глава 5 "Электоральное поведение", С. 395-684. 
    4. Ядов В. А. Стратегия социологического исследования. - М., 2000. Главы 3-6.
    к теме 11:
    1. Колосов В.А., Мироненко Н.С. Геополитика и политическая география: Учебник для вузов. - М.: Аспект Пресс, 2001. Часть 2.
    2. Россия регионов: трансформация политических режимов. - М.: Весь Мир, 2000. 
    3. Туровский Р.Ф. Политическая география. Учебное пособие для вузов. - Москва-Смоленск: изд-во СГУ, 1999.
    4. Туровский Р.Ф. Основы и перспективы региональных политических исследований // Полис, 2001, № 1, С. 138-156.
    к темам 12-13:
    1. Журавлев В. Ф. Нарративное интервью в биографических исследованиях // Социология: методология, методы, математические модели. 1993-94, № 3-4, С. 34-43.
    2. Назаров М.М., Папантиму М.А.: Знаковая структура телевизионной политической рекламы, Полис, 2001, № 2, С. 147-158.
    3. Костенко Н. Медиа в выборах: ценностные ориентиры украинской политической прессы, Полис, 1999, № 6, С. 81-92.
    4. Телерекламный бизнес: информационно-аналитическое обеспечение, М., 2001, гл. 3, 5.
    5. Терин В.П. Массовая коммуникация: исследование опыта Запада, М. 2000, гл. 4.
    6. Фукс-Хайнритц В. Биографический метод // Биографический метод. История. Методология,. Практика. М., 1994. С. 11-41.
    7. Хесс-Леоньска А., Леоньский Я. Различное понимание биографического метода в социологии
    к теме 14:
    1. Иванов Д.Г. Интернет в России как инструмент политтехнологий: опыт выборов 1999-2000 гг. // Технологии информационного общества - Интернет и современное общество: Труды V Всероссийской объединенной конференции. СПб., 25 - 29 ноября 2002 г. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2002. С. 287-289. 
    2. Иванов Д.Г. Политический PR в Интернете: российские реалии // Интернет-маркетинг. 2002. N 4. С. 6-14. 
    3. Кализе М. Эпоха Интернета // Полис, 2001, № 5, С. 148-152.
    4. Овчинников Б.В. Виртуальные надежды: состояние и перспективы политического Рунета // Полис, 2002, № 1, С. 46-65. 
    5. Песков Д.Н. Интернет в российской политике: утопия и реальность // Полис, 2002, № 1, С. 31-45. 
    6. Филиппова Т.В. Интернет как инструмент социологического исследования // Социологические исследования, 2001, №9,  С. 115-122.
    Дополнительная литература

    Журнальные статьи частично имеются в библиотеке ВШЭ, частично доступны через Интернет. К началу мастер-класса будет приготовлен ридер англоязычных текстов.

    К темам 1-2:

    1. Политическая наука: новые направления / Пер. с англ. под ред. Р. Гудина и Х.-Д. Клингеманна.- М.: Вече, 1999.
    2. Истон Д. Категории системного анализа политики, в: Антология мировой политической мысли, т. 2, М. 1997, С. 629-642.
    3. Политический процесс: основные аспекты и способы анализа. - М.: Bздательский Дом «Инфра-М», 2001. Главы 2, 3 и 14.
    4. Яковлев И. Я.: Проблемы политического анализа на основе политических технологий, М., 1997.
    5. Anderson J. Public Policymaking. Boston, 2000.
    6. March J. A Primer on Decision Making: How Decisions Happen. New York, 1994.
    к теме 3:
    1. Lasswell H.D.: The Policy Sciences, Palo Alto 1951. 
    2. March J.G., Olsen J.P. The New Institutionalism: Organizational Factors in Political Life // The American Political Science Review, 1984, Vol. 78, p. 734-749. 
    3. Nohlen D. Lexicon zur Politik, Opladen Westdeutscher Verlag, 2000.
    4. Peters B.G. The policy process: an institutional perspective // Canadian Public Administration, 1992, vol. 85, no. 2, p. 160-180. 
    к теме 4:
    1. Акатова Е.Ю. О качестве политических решений // Телеконференция в КГУ. 2003.
    2. Нечаев В.Д. Избиратель: покупатель, продавец или вкладчик? //  Полис, 2001, № 6, С. 40-50. 
    3. Процесс принятия политических решений  и политическое моделирование: обсуждение 28.06.2001 на семинаре «Полития», Полития: Труды семинара. – М., 2001. С. 56-86.
    4. Саати Т. Принятие решений. Метод анализа иерархий. - М., 1993. 
    5. Синюк В.Г., Котельников А.П., Цветков С.В. Система поддержки принятия решений, основанная на методе анализа иерархий
    6. Экспертный опрос по теме "Что такое "новая Россия" // Кремль.Орг, 28.01.04. [сводку мнений можно скачать здесь]
    к темам 5-6:
    1. Подколзина И.А. Проблемы дефиниции и оценки политического риска // Вестник Московского ун-та, Сер. 12 "Политические науки", 1996, №5, С. 19-33.
    2. Шадрин А.Е. Административная реформа и политическая модернизация // Перспективы экономической политики в контексте политических институтов, Москва: ЦЭМИ, 2004. (скачать как pdf-файл
    3. Clarke, John 2003, Scrutiny through inspection and audit: Policies, structures and processes, in: Bovaird, Tony/ Loeffler, Elke (eds.) 2003, Public Management and Governance, London/New York: Routledge, pp. 149 ff.
    4. Pollitt, Christopher/ Bouckaert, Geert 2003, Evaluating public management reforms: An international perspective, in: Wollmann, Hellmut (ed.) 2003, Evaluation in Public-Sector Reform, Concepts and Practice in International Perspective, Cheltenham/Northhampton: Edward Elgar, pp. 1 ff.
    5. Weiss, Caol Hirschorn 1991, Policy research: data, ideas or arguments?, in: Wagner, Peter/  Weiss, Carol Hirschorn/ Wittrock, Bjoern/ Wollmann, Hellmut (eds.) 1991, Social Sciences and Modern States, Cambridge: Cambridge University Press, pp. 307 ff.
    6. Wittrock, Bjoern, Social knowledge and public policy: eight models of interaction, in: Wagner, Peter/  Weiss, Carol Hirschorn/ Wittrock, Bjoern/ Wollmann, Hellmut (eds.) 1991, Social Sciences and Modern States, Cambridge: Cambridge University Press, pp. 333 ff.
    7. Wollmann, Hellmut 2003, Evaluation in public-sector reform: Towards a ‘third wave’ of evaluation?, in:  Wollmann, Hellmut (ed.) 2003, Evaluation in Public-Sector Reform, Concepts and Practice in International Perspective, Cheltenham/Northhampton: Edward Elgar, pp. 1-11. 
    8. Wollmann, Hellmut 2003, Evaluation in public-sector reform. Trends, potentials and limits in international perspective, in: Wollmann, Hellmut (ed.) 2003, Evaluation in Public-Sector Reform, Concepts and Practice in International Perspective, Cheltenham/Northhampton: Edward Elgar, pp. 231-258. 
    к теме 7:
    1. Алескеров Ф.Т. Стратегическое моделирование избирательных кампаний: новые технологии: Выступление на семинаре "ПОЛИТИЯ". 27.02.2003. 
    2. Замятина Н. Ю. Модели политического пространства // Полис, 1999, № 4, С. 29-41.
    3. Мелешкина Е.Ю., Анохина Н.В. Использование "воронки причинности" для анализа поведения российских избирателей // Полития. №4 (22), Зима 2001/2002. С. 25-43.
    к теме 8:
    1. Methoden der Netzwerkanalyse / hrsg. von Franz Urban Pappi. M?nchen: Oldenbourg, 1987.
    2. Rhodes R. Understanding Governance. Policy Network, Governance, Reflexivity and Accountability. Buckingham. 1997.
    3. Kenis P., Schneider V. Policy Networks and Policy Analysis: Scrutinizing a New Analytical Toolbox. – Policy Network: Empirical Evidence and Theoretical Considerations. Frankfurt a. M. 1991.
    4. Boerzel T. Organizing Babylon. On the Different Conceptions of Policy Networks. – Public Administration, 1998, vol. 76, № 2.
    к теме 9:
    1. Ахрименко А.С. Политическое прогнозирование на российском фоне // Политические науки, 1999, № 1, С. 20-32.
    2. Бестужев-Лада И. В. Перспективы трансформации России: экспертный сценарно-прогностический мониторинг. - М., 1998.
    3. Иудин А.А. Применение методов количественного анализа в социально-политических исследованиях и прогнозировании, М. 1989.
    4. Нещадин А., Малютин М. 1999: попытка политического прогноза // Вопросы экономики, 1999, №3. C. 4-20.
    5. Ожиганов Е. Системный кризис власти в СССР: об искусстве прогнозирования политических событий, в: Общественные науки и современность, 1991, №2.
    6. Панарин А.С. Глобальное политическое прогнозирование. - М.: 2000. 
    7. Президентские выборы: суждения и прогнозы, в: НГ-Сценарии, 15.03.2000.
    8. Сидельников Ю. Теория и организация экспертного прогнозирования. - М., 1990.
    9. Сценарии Петербурга // ЦСР-Северо-Запад, 2001. 
    10. Теоретико-методологические основы методов социально-экономического прогнозирования.
    11. Vladimir Putin’s Second Presidential Term And The Coming Campaign Of De-Oligarchisation - Possible Scenarios // загрузть с сайта Russianaxis.Org как pdf-файл (697 Кб). 
    к теме 10:
    1. Белановский С.А. О факторах динамики рейтингов ОВР и "Единства" , Полит.Ру, 13.12.99.
    2. Белановский С.А. Итоги парламентских выборов в зеркале фокус-групп: Очерки об эффективности избирательных кампаний на Полит.Ру: Введение, ОВР, СПС, Медведь, Яблоко, КПРФ и блок Жириновского.
    3. Белановский С.А. Питерские выборы в зеркале фокус-групп, Полит.Ру, 07.04.2000.
    4. Белановский С.А. Результаты выборов сильно удивят, Газета.Ру, 23.10.2003. 
    5. Богомолова Л.Н. Влияние гендерного фактора на политическое самопозиционирование женщин // Политологический сборник факультета  философии СПбГУ, СПб 2000. 
    6. Богомолова Л.Н. Мифы рекламы для "женского" электората // Санкт-Петербургский университет,  № 23, 12 ноября 1999, с. 36-37. 
    7. Методика проведения фокус-групп: Центр социального партнерства (Ярославль). 
    8. Мягков А.Ю. Эффект престижных имен в социологических опросах // Полис, 2000, № 6, С. 82-92.
    9. Политический анализ: Доклады Центра эмпирических исследований СПбГУ. Вып. 2. / под ред. Г.П. Артемова. СПб: изд-во СПб университета, 2001.
    10. Cоциология-2003: электоральная и не только. Обсуждение 27.11.2004 на семинаре «Полития».
    11. Супрун А.П., Янова Н.Г. Политический маркетинг: новый взгляд на рейтинг // Социологические исследования, №2, 2000, С. 51-62.
    12. Тульский М.О. Социологические службы на выборах-99 // Социологические исследования, 2000, №12,  С. 23-32.
    к теме 11:
    1. Журкина И. А. Сравнительный анализ электоральных предпочтений российских избирателей в регионах России разного типа. - Geopub: февраль 2001. 
    2. Колосов В.А., Туровский Р.Ф. Электоральная карта современной России: генезис, структура и эволюция // Полис, 1996, №4, С. 33-46. 
    3. Лапкин В.В., Пантин В.И. Геоэкономическая политика: предмет и понятия (К постановке проблемы) // Полис, 1999, № 4, С. 42-59.
    4. Левчик Д. А., Левчик Э. Г. Типы политического поведения населения // Социологические исследования, 1997, № 12, С.24-34. 
    5. Лузина Е. В. Особенности электоральных предпочтений российских избирателей в городах разного типа. - Geopub: февраль 2001. 
    6. Орешкин Д.Б. География электоральной культуры и цельность России // Полис, 2001, № 1, С. 73-93. 
    7. Туровский Р.Ф. Парламентские выборы 1999 г.: региональные особенности // Полития, Зима 1999-2000, №4 (14), С. 102-121. 
    8. Туровский Р.Ф. Региональные особенности президентских выборов 2000 г. // Вестник Московского университета. Серия 12. Политические науки. 2000, №4, С. 38-54.
    к темам 12-13:
    1. Альмондовар Ж.-П. Рассказ  о жизни и индивидуальная траектория: сопоставление масштабов анализа // Вопросы социологии. Т. 1. 1992. № 2. C. 98-103.
    2. Бургос  М.  История  жизни.  Рассказывание  в  поисках себя // Вопросы социологии. Т. 1. 1992. № 2. C. 123-129.
    3. Головин Н.А. Биографические рассказы как источник исследования политической социализации лидеров современной России.
    4. Иванов В.Н., Назаров М.М. Информационное потребление и политические ориентации // Социологические исследования, №7, 2000, С. 83-90.
    5. Климова С.Г., Якушева Т.В. Образы политиков в представлении россиян // Полис, 2000, № 6, С. 66-81.
    6. Киктева Е. А. Динамика образов Г.Явлинского и В.Путина в президентской кампании // Полис, 2000, № 4, С. 140-145.
    7. Козлова Н. Н. Горизонты повседневности советской эпохи: голоса из хора. М., ИФ РАН. 1996.
    8. Козлова Н. Н. Заложники слова? // Социологические исследования, 1995, № 9, С. 128-136; № 10, С. 100-109.
    9. Минченко Е. Как стать и остаться губернатором. - М., 2000. Глава "Психологическая характеристика губернатора Росселя"
    10. Попова Е.В. Проблемные измерения электоральной политики в России: губернаторские выборы в сравнительной перспективе // Полис, 2001, № 3, С. 47-62. 
    11. Порецкина Е. М. Социальные сети и повседневная жизнь жителей С. Петербурга // Мир России. 1995. № 2. С. 190-201.
    12. Серио П. Русский язык и анализ советского политического дискурса: анализ номинаций // Квадратура смысла: французская школа анализа дискурса. - М., 1999.
    13. Томсон  П.  История  жизни  и  анализ  социальных изменений // Вопросы социологии. Т. 1. 1993. № 1/2. C. 129-138.
    14. Шелекасова Н.П. Бессознательные аспекты имиджа политического лидера // Полис, 2000, № 4, С. 130-132.
    15. Шулак В. и др.: публикации  на сайте "Проект Ваал".
    к теме 14:
    1. Ачкасов В.А., Чугунов А.В. Концепт глобализации и роль информационных технологий (российский контекст) // Технологии информационного общества - Интернет и современное общество: Материалы Всероссийской объединенной конференции. Санкт-Петербург, 20-24 ноября 2000 г. - СПб.; 2000. 
    2. Бурков К.Г. Ресурсы российского политического Интернета: Партии и общественные движения федерального уровня // Факт: информационный бюллетень Администрации Челябинской области, 1999, N11-12 (ноябрь-декабрь). 
    3. Водолагин А. А. Интернет-СМИ как арена политической борьбы // Общественные науки и современность, №1, 2002, С. 49-67.
    4. Данилов Д. Цифровые повстанцы, виртуальные губернаторы и elektronischen parteigenossen. Интернет как инструмент политического PR // Мир Internet (Санкт-Петербург), 2001, №10.
    5. Михеев А. Интернет и демократия: как новые информационные технологии влияют на политический процесс 
    6. Стенограмма и материалы круглого стола  РОЦИТ "Политика и интернет".
    7. Туронок С. Г. Интернет и политический процесс //  Общественные науки и современность, №2, 2001, С. 51-63.


    Окончательный список тем эссе (update 20.05.04)
     
    Тема эссе  Кто взял\кому "приписано", группа
    1 Реформа образования: применение program evaluation-методов Давыдова Е., 241
    2 Административная реформа: применение program evaluation-методов Кузнецова Е., 241
    3 Управление кризисной политической ситуацией (на  примере эпидемии "коровьего бешенства" в Германии, 2000-2001 гг.) Компасов И., 241
    4 Политические риски: понятие, анализ их, способы снижения Гаврилов Д., 241
    5 Оценка рисков политических проектов на примере создания Администрацией Президента РФ "отколов" от КПРФ в 1995, 1999 и 2003 гг. Логачева М., 241
    6 Управление политическими проектами на примере Администрация Президента  - >> блок "Родина" (2003-2004 гг.) Дорофеев А., 243
    7 Методы и методики анализа политического риска Картузова Н., 241
    8 Механизм принятия политических решений Габдурахманова А., 242
    9 Формальные и неформальные механизмы принятия законодательных решений в Госдуме III-го созыва (1999-2003) Сергеева А., 242
    10 Сравнительный анализ влияния "олигархов" на принятие решений Администрации Президента РФ во время второго срока Б.Ельцина и первого срока В. Путина Роткина Е., 242
    11 Мета-подход в (интерпретации) принятия политических решений Савицкий С., 241
    12 Генезис взаимоотношений бизнеса и власти в процессе принятии политических решений (2000-2003 гг.) Изгалина Л., 241
    13 Процесс принятия политического решения на примере принятия Госдумой РФ Закона "О митингах и демонстрациях" Калиновская М., 241
    14 Мозговая атака в принятии политических решений Тарасова Е., 243
    15 Экспертные методы принятия решений: опыт России эпохи трансформации (1985-2004) Бубукина А., 242
    16 Сценариотехника при принятии политических решений Галагур Е., 243
    17 Сценарии энергетической политики "Газпрома" на внутреннем рынке  Пономаренко А., 242
    18 Сценарии "развода" ЮКОСа и Сибнефти: политико-экономические аспекты Пахомова О., 242
    19 Информационно-аналитические технологии в структуре выработки и принятия решений: понятие и определения Кириллова Ю., 243
    20 Государство как субъект принятия политических решений Мизяева А., 242
    21 Особенности стратегического планирования в политике на примере "чеченского вопроса" при премьерстве и президентстве В.В. Путина (1999-2003 гг.) Копосов Д., 243
    22 Модель поля политики у П. Бурдье Федюнина Я., 243
    23 Модель административного рынка у В. Найшуля-С. Кордонского Быков О., 243
    24 Элементы теории игр в практике политического аналитика Михеев А., 242
    25 Генезис автономизации поля политики в СССР в конце 50-х - 60-х гг. (подход Бурдье) Коробова Е., 241
    26 Применение сетевого подхода к анализу политической ситуации в Франции Уварова М., 241
    27 Расширение ЕС на восток (сетевой подход) Смирнова М., 241
    28 Анализ политических сетей на примере Татарстана Маршаков В., 242 
    29 Анализ политических сетей на примере Европейской комиссии Конопкина Е., 242
    30 Поведение акторов политической сети с точки зрения теории игр Садовская И., 243
    31 Российское государство и общество в ходе 1-й мировой войны (сетевой анализ) Коллегова А., 243
    32 «Московские петербуржцы» против «Семьи Ельцина»: основные актеры, стратегии (сетевой анализ) Воробьев А., 242
    33 Политика создания коалиций Пустарнакова Е., 241
    34 Федеральный центр против действующего губернатора в Санкт-Петербурга в 2000-2003 гг.: модели конфронтации и сотрудничества Рубин А., 242
    35 Общее и особеное в политическом прогнозировании, политическом проектировании и политическом планировании Рудь Е., 241
    36 Политическое прогнозирование на макроуровне на примере... Евсина Н., 242
    37 Политическое прогнозирование на микроуровне на примере интеграции Дальнего Востока в Азиатско-Тихоокеанский Регион (АТР) и Северо-Восточную Азию (СВА) Панова Е., 242
    38 Локальное политическое прогнозирование в России Нефедова  А., 241
    39 Политическое прогнозирование на примере российских консалтинговых центров Рузаева А., 243
    40 Прогноз развития многопартийности в России Колегов Н., 243
    41 Прогноз процесса укрупнения регионов Российской Федерации до 2008 года Шингарев А., 243
    42 Особенности применения количественных методов в политанализе по видам опросов Краснюк К., 243
    43 Особенности применения количественных методов в политанализе по объектам исследований Меликян М., 243
    44 "Войны рейтингов" во время избирательной кампании Фалько А., 242
    45 Критика построения общенациональной выборки в предвыборных опросах по России Вощинский Г., 241
    46 Особенности применения качественных методов в политанализе по видам опросов Шамоян М., 242
    47 Особенности применения качественных методов в политанализе по объектам исследований Кочурков Н., 242
    48 Метод фокус-групп как качественный метод исследования в ПА Василенко Е., 243
    49 Качественный анализ мотивации избирателей (на примере определенной кампании) Гринь А., 241
    50 "Женская" реклама в избирательных кампаниях Ланкин А., 241
    51 Интеграция методов количественных, качественных и электорально-геогрфических исследований при планировании избирательной кампании кандидата в мажоритарном округе по выборам депутата Госдумы РФ. Крюков В., 241
    52 Возможности и пределы использования личных интервью в политическом анализе Вахромеев О., 242
    53 Количественные исследования политической рекламы в СМИ  Павленко П., 242
    54 Практическое применение контент-анализа Яблочкина С., 241 
    55 Контент-анализ СМИ: основные темы избирательной кампании в  Госдуму РФ Браславская Е., 243
    56 Контент-анализ СМИ: основные темы избирательной кампании по выборам Президента РФ Савченко Д., 241
    57 Коммунистическая оппозиция реформам Ельцина: дискурс-анализ Агафьева А., 243
    58 Контент-анализ послания Президента РФ Федеральному собранию Заржицкая М., 243
    59 Гендерный экспертный совет как частный случай применения экспертных методов
    в принятии решений
    Измайлова Т., 243
    60 Биографический метод в анализе "путинской элиты" Зуев С., 242
    61 Семья Бушей в США: биографический анализ Скабара С., 242
    62 Электоральная карта России на примере президентских выборов 1996 г. Лаева О., 241
    63 Электоральная карта России на примере президентских выборов 2000 г. Гоголина О., 242
    64 Сравнительный электорально-географический анализ выборов в Государственую Думу 1995 и 1999 гг. Обчева М., 242
    65 Сравнительный электорально-географический анализ выборов губенатора СПб в 2000 и 2003 гг. Веселов Д., 243
    66 Калининградский анклав: политико-географический анализ Лысенко П., 243
    67 "Объединительные проекты" для российских регионов: причины, алгоритм, прогноз устойчивости новых образований (на примере Пермского края) Охлопков Ю., 241
    68 "Объединительные проекты" для российских регионов: причины, алгоритм, прогноз устойчивости новых образований (на ленинградско-петербургском примере) Борисова Л., 241
    69 "Объединительные проекты" для российских регионов: причины, алгоритм, прогноз устойчивости новых образований (на псковско-новгородском примере) Сысолятина С., 241
    70 "Объединительные проекты" для российских регионов: причины, алгоритм, прогноз устойчивости новых образований (на тюменском примере) Божиевский В., 243
    71 "Объединительные проекты" для российских регионов: причины, алгоритм, прогноз устойчивости новых образований (на примере Усть-Орда/Иркутская область) Григоренко Е., 243
    72 Кремль и региональные элиты: конфигурация после введения института полпредства Македонская М., 242
    73 Кампания против ЕГЭ и ВШЭ летом 2003 г. на форуме ГУ-ВШЭ и офф-лайновых медиа: течение, основные агенты, их стратегии и достигнутые результаты Оськин Я., 241
    74 Рунет как инструмент политтехнологий (на примере какой-то общенациональной или региональной кампании) Суслова М., 243
    75 "Сайты-двойники" как метод пиара Авинова Ю., 242
    76 Интеграция методов континт-анализа и анализа данных масс-медиа при планировании рекламной кампании партии по выборам депутатов Госдумы РФ Буриан П., 241
    77 Сравнительный анализ политической телевизионной рекламы на думских кампаниях 1999 и 2003 гг. Леонов Д., 241
    78 Прогноз развития рынка "политических" газет в России ("Коммерсант", "Ведомости", "Газета"  и т.д.) Огер М., 241
    79 Прогноз развития рынка "толстых" политических журналов в России ("Профиль", "Власть", "Итоги",  "Политический журнал"  и т.д.) Сенкевич Ж., 242
    80 Мониторинг общественной борьбы в СМИ вокруг МЭРТа (2000-2004 гг.). Петлин С., 243

    Учиться, учиться и еще раз учиться - как завещал великий Ленин!Типичные "узкие места"

    Здесь сведены типичные заблуждения и ошибки прошлых курсов при чтении докладов, подготовке и сдаче письменных работ, а также - участия в занятиях в целом:
     
    № п/п
    Заблуждение, неверная стратегия
    Комментарий
    1. Легкомысленная оценка ситуации с преподаванием данного курса ("прорвусь на халяву").

    Обращение к требованиям программы накануне сдачи работ (накануне дня экзамена, после первой "двойки"), либо полное нежелание с ними знакомиться - даже перед комиссией, и жалобы потом, что "не знал о таких жестких требованиях".

    1а. Следует оценить, что преподавание курса "ПА-2" выполняет на факультете в т.ч. функции "полиции качества" и, если игнорировать требования к нему, можно в пределе покинуть ГУ-ВШЭ.

    1б. Незнание закона не освобождает от ответственности. В частности, после "двойки" на комиссии следует автоматическое отчисление ("За Волгой для нас земли нет").
     

    2. Неверная оценка технических возможностей проверки работ ("все равно читать не будет", "скачаю из сети и слегка подправлю текст", "отсканирую из малотиражного журнала"). 2а. Вероятность "проскочить" гораздо ниже, чем выжить, играя в "русскую рулетку". Если в ходе проверки будет обнаружен плагиат (любого объема), то работа автоматически оценивается как несданная (оценка "0").

    2б. Большинство интернет-источников известно, а новинки (он-лайновые и печатные) - как правило, отслеживаются. Поэтому интернет-источники использовать можно и нужно (сетевая версия программы стремится к тому, чтобы "залинковать" максимальное их количество), НО - в только качестве иллюстраций собственной мысли и/или массива данных для вторичного анализа. 

    3. Превращение реферирования в "монтаж цитат", а самостоятельного анализа кейса - в пересказ чужого анализа (в крайнем случае - комментирование). 3а. Совершенно исключено, чтобы доклады, рефераты и эссе являлись пересказом базовых учебников (Мангейма/Рича, Симонова, Соловьева). Сведения из них, во-первых, используются в лекциях, а, во-вторых, служат докладчику для первичной "ориентировки на местности" - основные понятия, школы, предметные поля и т.д.

    3б. Даже все корректно приведенные цитаты не превращают первую письменную работу в реферат. Обратитесь к реферативным сборникам ИНИОНа, чтобы понять отличие реферирования от "монтажа цитат".

    3в. Аналитическое эссе должно "произвести" новое знание; added value автора должен быть однозначно и выпукло прописан - будь то вторичный анализ уже известных данных, будь то компаративистский анализ, будь то самостоятельное мини-исследование или критика проведенных исследований и т.д.

    4. Сдача работ с опозданием ("deadline устанавливают все преподы, а потом всё равно проверят") 4а. За опоздание вводятся штрафбаллы - чтобы защитить права тех, кто сдал вовремя и готовил работу в напряженных условиях.

    4б. Болезнь в последний день сдачи (вкл. дни перед и/или после него), даже подтвержденная медсправкой,  не защищает от штрафных санкций - на подготовку работы даётся весь модуль (оба модуля), тематический план и литература стоят в открытом Интернет-доступе, и если вы дотянули до deadline и заболели - можно и должно прислать работу по электронной почте.

    4в. Уважительной причиной является длительная "сплошная" болезнь (более половины от календарной длительности модуля), о которой надо все же информировать своевременно (а не в день сдачи работ/экзамена).

    5. Нестыковки при презентации доклада в Power Point 5а. Т.к. работу готовят двое (трое) докладчиков, то надо "слить" файлы презентаций на один носитель данных (и иметь резервную копию).

    5б. До начала семинара авторам  надо хотя бы один раз "прогнать" презентацию в тестовом режиме, чтобы устранить мелкие ошибки, оценить "вписываемость" презентации во временные рамки и т.п.

    5в. В день семинара необходимо подойти за 10 минут до начала в аудиторию, чтобы смонтировать оборудование (ноутбук и проектор).

    6. "Всплытие" на экзамене (зачастую - сразу с письменными работами) с объяснением уважительных причин (действительных или мнимых) 6а. "Свежесданные" работы на экзамене не читаются и не оцениваются.

    6б. Если возникла причина, кажущаяся Вам уважительной (болезнь, семейные обстоятельства, работа в проектах ГУ-ВШЭ и т.п.) - незамедлительно обсудите ее с преподавателем (во время консультаций и/или по эл. почте).

    6в. Исключение по срокам сдачи работ из-за "сгоревших винчестеров", "не работающих принтеров", "вирусных атак", "не приаттачиваемых файлов", "пробок на дорогах", "противных провайдеров", "других важных экзаменов" и т.п. - не делаются. Риски такого рода несут сами студенты. Сохраняйте все промежуточные версии как минимум на двух носителях данных, закачивайте файлы на свою почту, посылайте их друзьям, выезжайте заранее, смените провайдера, оптимизируйте свой time-line  и т.п.

    7. "Игра" в медицинские и прочие справки (приносятся раз за разом в день сдачи работ, на экзамен, на пересдачу и т.д.) - в надежде перенести итоговый контроль на время ликвидации задолженностей, когда преподавателю "будет недосуг". 7а. Другой вариант русской рулетки. Провоцирует стойкие подозрения в нечестной игре, так что сданные работы "попадают под лупу", т.е. проверяются тщательнее обычного, у коллег-преподавателей запрашивается "кредитная история" справконосца за прошлые годы, проверяется соответствие справки «Перечню документов, которые могут быть представлены студентом в качестве оправдательного документа в случае пропуска им аудиторных занятий …» (Приложение № 1 к "Положению о формах контроля знаний студенов" от 31.10.2003 г.) 

     


    Last updated: 13.09.2004